Категория: Научно-методический дайджест
ЗНАЧЕНИЕ МОРАЛИ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Моральные принципы всегда лежали в основе гармоничного развития общества. Однако, сама мораль зачастую определялась системой усредненных общечеловеческих ценностей, доминирующих в определенную эпоху.
Древнеримский философ Цицерон определял мораль, как принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. В тех языках, где, как, например, в русском, помимо слова мораль употребляется слово нравственность (в немецком — Moralitat и Sittlichkeit), эти два слова чаще выступают в роли синонимов или каким-то образом концептуализируются для обозначения отдельных сторон (уровней) морали, причём концептуализации такого рода носят по преимуществу авторский характер [3].
Нравственность современного общества основана на простых принципах [4]:
- Разрешено все, что не нарушает непосредственно прав других людей.
- Права всех людей равны.
Подобные принципы, однако, противоречат классической концепции морали, поскольку большую часть времени существования общества в социальной структуре господствовала позиция неравенства и диктата поведенческих норм для низших сословий со стороны высших сословий. В связи с этим, приверженцы традиционной и современной морали зачастую вступают в открытую конфронтацию в отношении некоторых поведенческих особенностей современного общества. Некоторые отрицательные последствия свободного морального выбора современного общества описаны в [4].
Например, если общество признает гомосексуальную семью нормальной, то часть людей, которые ныне скрывают свою сексуальную ориентацию и имеют гетеросексуальные семьи, перестанут это делать, что может отрицательно повлиять на рождаемость. Если мы перестанем осуждать употребление наркотиков, то количество наркоманов может увеличиться за счет тех, кто ныне избегает наркотиков из страха наказания. И т.д.
Концепция Современного общества исходит из того, что в подобных вопросах нужно не допускать несправедливости и дискриминации. Например, если мы хотим бороться с низкой рождаемостью, то порицанию и наказанию должны подвергаться все бездетные люди, а не только гомосексуалисты.
Свобода слова приводит к тому, что начинает публиковаться порнография и сцены жестокости. Многие люди считают, что это, в свою очередь, отрицательно влияет на семейные ценности и поощряет к насилию. С другой стороны, по словам основателя организации Internet Freedom Криса Эванса, «60 лет исследований влияния СМИ на общество не обнаружили связи между жестокими изображениями и жестокими действиями». В 1969 году Дания отменила все ограничения на порнографию, и количество преступлений на сексуальной почве сразу пошло вниз. Так, с 1965 по 1982 год число таких преступлений в отношении детей сократилось с 30 на 100 тысяч жителей до 5 на 100 тысяч. Аналогичная ситуация наблюдается и в том, что касается изнасилований.
Есть основания полагать, что дедовщина в армии в гораздо большей степени воспитывает в человеке привычку к насилию, чем самые кровавые кинобоевики.
Из анализа данных примеров следует, что современная концепция личностной свободы не оказывает прямого негативного влияния на развитие современного общества. Не смотря на то, что изменение моральных норм интерпретируется некоторыми людьми как «разложение» и «загнивание», которое приведет к «краху нашей цивилизации», исторический опыт показывает, что крах ожидает как раз тех, кто застыл на месте и не меняется [4].
Не стоит также забывать о том, что темп развития самого общества постоянно возрастает и временные промежутки между двумя соседними значимыми для человечества событиями постоянно сокращаются. Такая же тенденция присуща и общечеловеческой морали. В связи с этим, перед сторонним наблюдателем остро стоит вопрос о том, насколько нормальны и не противоречивы с точки зрения его моральных принципов поступки отдельных общественных групп. Данная проблема существовала всегда (стоит вспомнить пресловутый конфликт поколений), однако на современном этапе этот вопрос наиболее актуален. Сюда можно отнести и феномен общения современной молодежи в социальных сетях, и пренебрежение нормами классического этикета и направленность общества на приоритизацию индивидуализма перед коллективизмом.
Зависимость от социальных сетей, вспыхнувшая почти десятилетие лет назад за рубежом, уже прочно охватила Россию. Интернет предоставил возможность людям, ранее имевшим общение, найти друг друга и наладить контакт. Бывшие одноклассники, однокурсники, армейские товарищи, сокамерники и люди, которые встречались лишь однажды, погрузились с головой в компьютер, заполнив социальные сети. Увлекшись поиском старых друзей и родственников, человек не замечает, как виртуальная жизнь выходит на первый план, настойчиво смещая реальную [6].
Интернет-аддикция наносит ущерб отношениям с семьей и друзьями, влияет на выполнение повседневных обязанностей, полноценный сон, чтение книг и периодики, просмотр телепередач, занятия спортом, хобби, социальные контакты (посещение концертов, хождение в гости и т.п.). Сформировалось поколение, которое обладает новыми идентификационными параметрами и воспринимает виртуальную реальность как реальную среду обитания. Появление новой особой среды обитания человека уже приводит к изменениям сложившихся в социуме архетипов и форм социальных взаимодействий [6].
Такое поведение, более характерное для молодежи, идет вразрез с традиционным представлением о социальных коммуникациях, что еще больше усугубляет конфликт поколений и заставляет молодежь все глубже погружаться в виртуальную среду. Данная ситуация очень опасна, особенно для подростков, поскольку на просторах социальных сетей их уже поджидает армия «сочувствующих» с системой ценностей, выходящей за рамки традиционной морали.
Среди таких лиц, проявляющих сочувствие к проблемам современной молодежи, практически не встречается тех, кто готов оказать им реальную помощь. Некоторую долю составляют мошенники и преступники, подстрекающие подростков на совершение противоправных действий, начиная со ссоры с родителями и ухода из дома и заканчивая торговлей и употреблением наркотиков или суицидом. Ситуация усугубляется также и тем, что в основном данные лица действуют скрытно, а сами подростки предпочитают ничего не рассказывать родителям и друзьям. Более подробно о преступности в социальных сетях можно прочитать в [5].
Однако, преступность – это не самый страшный бич социальных сетей. Не смотря на все чаще появляющуюся в новостях информацию о подобных случаях, их доля на общем фоне аморальных событий пренебрежительно мала. Преступления в социальных сетях носят явный характер, с их проявлениями борются специализированные структуры, да и в целом, грамотные родители и учителя смогут заподозрить в поведении подростка, «попавшегося на крючок» к преступнику, что-то неладное. Гораздо труднее бороться с так называемой глупостью в социальных сетях и сети интернет в целом.
Дело в том, что общение людей в социальной сети никак не контролируется и не цензурируется. Это, вне всяких сомнений, хорошо, поскольку не нарушает права и свободы человека. Однако есть и другая сторона медали. Считается, что для грамотного воспитания представителей подрастающего поколения просто необходимо следить за тем, как протекает процесс их социализации. И если в случае традиционного общения этот процесс достаточно легко осуществим (к примеру, можно просто запретить подростку общаться с тем или иным из его сверстников), то в случае виртуального общения уследить за тем, с кем общается подросток гораздо сложнее. Сложность обуславливается тем, что старшее поколение зачастую не понимает механизма общения подростков в интернете и поэтому не уделяет данному феномену должного внимания.
Таким образом, мы получаем факт социальной запущенности подростков, но не в реальной, а в виртуальной среде. Подростки, общаясь в социальных сетях, используют примитивную речь и исповедуют примитивные ценности. Область их интересов зачастую ограничена обсуждением своих достижений в компьютерных играх, созерцанием иллюстративных материалов с низкоинтеллектуальным юмором, демонстрацией данного низкоинтеллектуального юмора в общении со сверстниками или, вообще, разговорами ни о чем.
Кумирами современной молодежи выступают не ученые и спортсмены, как было раньше, и даже не герои шоу-бизнеса, характерные для поколения 90-х, а лица, подобные своей целевой аудитории: с низкой моралью и низким уровнем интеллекта. Это могут быть модераторы тематических групп в социальных сетях, лучшие игроки в любимой подростком онлайн-видеоигре, но чаще всего такими кумирами выступают малолетние видеоблоггеры, направления деятельности которых в большинстве случаев ограничиваются кривляньями на камеру, демонстрацией своего прогресса в компьютерных играх и совершению разного рода глупостей (так называемые челленджи последнее время набирают все большую популярность у молодежи). Таких людей нельзя назвать преступниками, поскольку в их действиях либо нет злого умысла, однако, есть и такие, кто сознательно старается навредить другим людям. Это так называемые пранкеры, любители розыгрышей, причем, не всегда безобидных [2]. Действия таких кумиров прямо или косвенно направляют вектор развития современной молодежи не в то русло.
В самом деле, если проанализировать этику современного общества, то можно найти существенные расхождения с традиционными понятиями о воспитанном человеке. Сейчас практически никто не уступает место пожилым пассажирам в общественном транспорте и не остановится, чтобы помочь человеку, попавшему в беду. Хамское поведение на улице можно встретить чаще, чем интеллигентное. Очень часто можно встретить несовершеннолетнего подростка с сигаретой или бутылкой пива в руке, причем этим подростком может оказаться не только юноша, но и девушка. И самое плачевное, что прохожие никак не отреагируют на это, негласно принимая данное поведение за норму.
Стараясь выяснить причины подобного, можно придти к выводу о том, что общество XXI века в целом более эгоцентричное, чем общество века XX. Это не означает, что каждый человек стал эгоистом по своей природе, просто социальный фактор несколько исказился под влиянием современных технологий. В XX веке у человечества существовало достаточное количество проблем, которые можно было решить только сообща. Теперь же, большинство процессов автоматизировано и человеку отводится лишь роль наблюдателя за действиями определенного автомата, причем данному наблюдателю вовсе не требуется коллектив для осуществления своей деятельности. К тому же, урбанизация населения всегда имеет положительную динамику, а проблема взаимодействия личности с коллективом в больших городах всегда стояла более остро [1].
С другой стороны, развитие социальных сервисов в сети интернет не только облегчило процесс коммуникаций между людьми, но и исказило его. Онлайн-собеседник кажется более абстрактным, обезличенным. И эта обезличенность переносится в реальную среду. Поэтому у старшего поколения, взрослевшего в других условиях, наблюдается непонимание и непринятие образа жизни современной молодежи.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы.
- Не противоречащими современной морали являются любые поступки, не нарушающие права других людей. Нормы классической морали носили более консервативный характер.
- В силу ускорения темпов развития общества, также быстро меняются и нормы морали. Этот феномен только сильнее обостряет конфликт поколений. Процесс передачи социально значимого опыта от старшего поколения к младшему затрудняется ввиду недостаточного уровня сформированности у старшего поколения компетенций в сфере информационных технологий, стоящих в авангарде развития современного общества.
- Современная молодежь подвержена влиянию деструктивной морали ввиду отсутствия эффективных механизмов контроля социальных транзакций в сети интернет.
- Моральные принципы современного человека опираются на концепцию индивидуализма, а не коллективизма. Это объясняется возросшим уровнем технологий, обуславливающим уменьшение роли коллектива в производстве товаров и услуг, а также, вышеописанными причинами.
В связи с этим, для более гармоничного развития общества, старшему поколению необходимо осознать роль информационной деятельности в современном обществе и стараться повышать свой уровень ИТ-компетенций, а младшему – понимать, что насколько бы хорошо не были развиты современные информационно-коммуникационные технологии, они никогда не заменят живого общения.
Литература:
- Д.А. Даркфорс. Одиночество большого города // Проза.ру (электронный ресурс) URL: https://www.proza.ru/2009/09/04/932 (дата обращения: 05.02.2017)
- Е. Супрычева. Новая забава столичной молодежи — издеваться над стариками и снимать это на видео // Комсомольская правда (электронное издание). URL: http://www.nnov.kp.ru/daily/24283/478803/ (дата обращения: 05.02.2017)
- Мораль // Википедия (электронный ресурс) URL: https://ru.wikipedia.org /wiki/Мораль (дата обращения: 05.02.2017)
- Нравственность Современного общества // Truemoral.ru (электронный ресурс) URL: http://truemoral.ru/morals.php (дата обращения: 05.02.2017).
- Соловьев В.С. Преступность в социальных сетях Интернета (криминологическое исследование по материалам судебной практики) / В.С. Соловьев // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2016. — Т. 10, № 1. — С. 60–72. — DOI : 10.17150/1996-7756.2016.10(1).60-72.
- Топюк А.В. влияние социальных сетей на формирование морально-нравственные, духовные и коммуникативные качества молодёжи // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. URL: sibac.info/sites/default/files/conf/file/stud_3_3.pdf (дата обращения: 05.02.2017)