ВЫПУСК 1

Воспитание компетентной личности - приоритет государства

Интервью с Натальей Михайловной Катышевой

704
Автор: Светлана Кулагина
Категория: Имидж-коктейль

Будете успешными — будете счастливыми!

Женщина-руководитель: серьезная и справедливая, целеустремленная и амбициозная. Ее стойкость и истинная любовь к своему делу помогают достичь успехов во всех начинаниях. Все эти слова о директоре Нижегородского Губернского колледжа, Заслуженном учителе России, кандидате педагогических наук Наталье Михайловне Катышевой.

Начало пути.

1— Расскажите, пожалуйста, как и когда Вы решили стать учителем?
— Когда я пришла в первый класс. Мне сразу понравилась наша учительница — Зинаида Георгиевна Сагина: как выглядела, какая прическа была, как говорила. Она стала моим примером и объектом для подражания. Вот тогда я и решила стать учителем.
     Учителя.
— Какие они были, Ваши учителя?
— Мне тогда все учителя казались интересными. Помню, литературу и русский язык нам преподавал Борис Григорьевич Штутман — он очень красиво читал стихи, увлек нас поэзией… Литература была просто одним из любимых предметов на тот период времени. Все преподаватели были профессионалы, конечно, и прямо скажу — немного отличались от современных. Они были, может быть, не такими модными, креативными. Они были стабильными, с присутствием некоего консерватизма. Они выучивали каждого, кто сидел за партой, от каждого добивались результата.
Профессиональный путь.
— Как строилась Ваша карьера? Это были изначально продуманные шаги или жизнь помогала, направляла?
— Жизнь направляла. Продуманности никакой не было, было все в условиях реального времени: ставилась задача — и она решалась.
После окончания факультета «Истории и английского языка» в Нижегородском Педагогическом институте, нас направили работать в школу села Большое Казариново, где я была учителем английского языка и вела группу продленного дня. Я всегда была человеком активным по жизни: в партию вступила, депутатом была, организовала творческую группу, с которой ездили с концертами по селам и деревням; мы и в волейбол играли, и новогодние праздники устраивали, и на лыжах в лес ходили, то есть жили очень интересной жизнью. Когда место директора освободилось, Управление образования предложило мне занять этот пост. Там я проработала полтора года и вернулась в Нижний Новгород. После отпуска оказалось, что рабочих мест нигде нет, и тогда мне удалось устроиться в 35-ое училище Сормовского района — именно тогда я познакомилась с работой профессионального образования. После двух лет преподавания обществоведения и истории, меня пригласили на директорскую работу в Канавинский район. Там была маленькая восьмилетняя школа на Вторчермете. Заступив на должность, я активно начала всевозможные преобразования. Мне сразу не понравилось, что половина стены покрашена темно-синей краской, а половина просто побелена. Мы с ребятами размыли побелку, пропитали стены алифой, покрасили в светло-бежевый цвет и повесили красивые занавески. Видимо, с того времени у меня проявилось чувство того, что я должна работать и жить там, где красиво.
2Но и там не долго пришлось поработать. Мне предложили место в школе № 2. На совещаниях директоров ее все время критиковали. Там и правонарушения, и преступления были. И была такая мысль: «Не дай Бог направят туда…».  Только я об этом подумала — меня приглашают. Я стала вносить там изменения: мне хотелось, чтобы выпускники сразу переходили на первую ступень бакалавриата, то есть соединить среднее образование с первой ступенью высшего. Но так как нормативных документов никаких не было, мне предложили сохранив повышенный статус обучения, перейти в статус гимназии, которой она и стала при мне. До сих пор эта школа является одной из лучших в городе.
После гимназии я три года проработала в Управлении образования Канавинского района. Затем, министр образования Нижегородской области Сергей Васильевич Наумов дал распоряжение создать центр лицензирования и мониторинга. Ни помещения, ни штатов не было. И с первых шагов я стала создавать этот центр. Сейчас он великолепно работает, но уже в структуре надзора и контроля. Оттуда я перешла в Советский район заместителем главы администрации по социальным вопросам. Отработав и здесь три года, в 2009 году меня пригласили в Нижегородский педагогический колледж.
— Расскажите, пожалуйста, о своих первых учениках.
— Я не скажу, что помню всех первых учеников, но есть их образ. У меня все-таки административная работа, она не дает возможности близкого общения. Но на 10-летие окончания школы выпускники меня приглашали.
— Что для Вас педагогика, профессия педагога?
3— Эта профессия для меня жизнь. Я даже не могу разделить: где я педагог, а где нет — я всегда педагог! Это образ моей жизни, моего мышления. Здесь в колледже я работаю со студентами, дома я работаю с детьми, внуками. На улице если что-то вижу не так, то обязательно подойду и сделаю замечание (улыбается) — учительская привычка. Эта профессия меня полностью захватила, увлекла, мы с ней дружимся и идем по жизни вместе.
— Что, по-Вашему, самое главное в работе педагога?
— Здесь много составляющих. Во-первых, это чистые и честные отношения с теми, с кем работаешь — с детьми, со студентами, с преподавателями. Во-вторых, это отсутствие фальши и формализма, потому что фальшь сразу чувствуется; лучше сразу сказать, как бы это ни было больно услышать. Но при этом должна присутствовать деликатность. Также, это отсутствие ярких эмоций, на основе которых ты принимаешь решения — голова должна быть трезвая и холодная. И, конечно, думать о том, как они, эти решения, дальше повлияют на того человека, к которому относятся.
— Мы говорили о Вас как об учителе, но теперь Вы — руководитель. Что изменилось?
— Изменилась масштабность. У учителя есть определенные рамки: класс, ученик, родитель. Вокруг руководителя много людей: фактически, коллектив преподавателей, коллектив учащихся и коллектив родителей — вот с кем идет постоянная работа. И на мой взгляд, главное назначение — это предвидеть, предусматривать и всё просчитывать, анализировать, то есть работать в завтрашнем дне. Как только руководитель остановится — так остановится всё. Поэтому, «шагать», «шагать» и «шагать». А если «дорога перекрыта» — «переползать» и все равно «шагать».
У руля колледжа.
4— Когда Вы пришли на пост директора Нижегородского педагогического колледжа, какие задачи Вы перед собой ставили?
— Для меня это был совершенно новый объект и достаточно высокая планка. Мне нужно было познать все это, постигнуть. Для начала, мне хотелось разобраться — в какой ситуации мы находимся. А когда я ее поняла, увидела коллектив преподавателей и студентов — тогда появились амбиции. Нужно было выводить колледж, пускай не на международную, но на областную и всероссийскую арену. Появился Межрегиональный слет-форум «ГИД в образовании», многочисленные гости. Когда показывает человек свое детище? Когда хочется похвалиться. А когда хочется похвалиться? Когда есть чем. Поэтому нужно было создать то, чем можно было бы похвалиться, а это — проектная деятельность. Тогда вокруг сплотились и преподаватели, и студенты. Когда у тебя что-то получается — хочется это и показать, и послушать — какую оценку тебе дадут из внешней среды. Вот шаг за шагом и началась эта работа.
— Сейчас колледж стал не педагогическим, а Губернским. Что изменилось?
5Многое. Теперь это не чисто педагогическое, а многопрофильное учебное заведение. Оно самое крупное у нас в области, причем, мы подготавливаем специалистов по таким направлениям, которые достаточно редко встречаются на среднем уровне образования, например, банкиров, юристов, очень востребована специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Изменился коллектив, изменилась студенческая среда, изменились задачи на сегодняшний день. Если в педагогическом колледже они касались только преподавательской деятельности и вокруг нас были детские сады, школы, музыкальные руководители, которых мы должны устроить по специальности, то здесь более широкий размах для работы и творчества.
6— Чему Вы хотите научить студентов в первую очередь? Какая у Вас педагогическая установка?
— Быть успешными в этой жизни. Не «прозябать» в ней, а жить с удовольствием. Я хочу внушить им одну простую истину, что жизнь скоротечна. Поэтому, унывать не стоит, ведь очень мало времени нам отведено для активной жизни. И прожить ее нужно так, чтобы «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Все зависит только от себя самого. Я сегодня наблюдала как по улице шли пешеходы с разным выражением лица. Мне было интересно с каким лицом ходит молодежь, какие у них глаза. И я немного расстроилась: большинство из них шли пессимистически настроенные, как будто они чем-то подавлены. А ведь жизнь нам дана свыше, поэтому живите красиво, энергично и будьте успешны. А будете успешными — будете счастливыми!
7— Вы зарекомендовали себя как успешный стартапер. Какие преобразования Вы внесли в колледже с момента вступления в должность директора?
— Первые преобразования были связаны с изменением среды учебных корпусов — красивые интерьеры рекреаций, коридоров. Затем нами был создан ресурсный центр профессионального образования «Педагог будущего», который включает в себя самое современное оборудование для обучения будущих педагогов. Он работает уже четвертый год. Это площадка для дискуссий, обмена опытом. Например, мы приглашаем провести открытый урок или показать мастер-класс уже состоявшихся педагогов с целью обучения студентов, которые, придя в школу, должны уметь работать не только с мелом и доской, но и со смарт-доской, и с документ-камерой, и с электронной партой. Честь колледжу делает то, что в лабораториях ресурсного центра ежегодно организуются площадки по нескольким компетенциям Всероссийского чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia).
8Также, была организована Ассоциация образовательных организаций «Педагог будущего» — это межрегиональное сообщество преподавателей, которое помогает нам перенимать опыт друг у друга, знакомиться с новыми идеями. В рамках этой ассоциации был организован конкурс педагогических колледжей, который сейчас принял статус Всероссийского. В рамках этой ассоциации мы проводим Международный вокальный конкурс «Звонкоголосая капель», Международный инструментальный конкурс «Музыкальное созвездие», а также в этом году впервые состоялся областной танцевальный конкурс.
Затем был создан учебно-консалтинговый центр «Профессионал», где работают бухгалтера, юристы и логисты. В центре собрано программное обеспечение, которое помогает обучающимся совершенствоваться по этим направлениям. Студенты выполняют конкретные задания во внешней среде, даже была создана учебная фирма. И все что обучающимся нужно для работы — есть в лабораториях нашего центра.
9Сейчас к 2017-2018 учебному году в первом корпусе создается центр для инклюзивного образования студентов-инвалидов. У нас будут обучаться люди с ограниченными физическими возможностями по специальностям Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), Право и социальное обеспечение, Информатика и вычислительная техника. Они будут учится вместе со сверстниками, но имея на столе свое собственное оборудование. Учиться они будут по общим программам, потому что стандарт одинаковый для всех. Тем не менее, будут приобретены дополнительные методические пособия и литература. Этот центр инклюзивного образования «Равные возможности» будет располагаться на первом этаже первого корпуса Нижегородского Губернского колледжа. Кроме учебных кабинетов, будут комнаты для релаксации, для индивидуальных занятий с психологом, реабилитационный кабинет, который будет оборудован тренажерами. Также будет открытая учебная лаборатория для обучения преподавателей. Отдельная аудитория будет являться тренировочным полигоном для «Абилимпикса» — это Национальный чемпионат конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью. Кроме того, будет создан кабинет для дистанционного обучения и проведения веб-семинаров.
12— Что Вас вдохновляет?
— Результативность в работе и новые проекты. Я начинаю скучать, когда уже что-то сделано. Мне обязательно нужно ставить перед собой и коллективом новые задачи, создавать новые проекты.  Преодоление трудностей и получение результата придает мне силы. Вот вспомнишь о том, что мы сейчас сделаем инклюзивный центр, и на работу просто бежишь — скорее хочется это реализовать.
Педагогика сегодня.
— Воспитание сейчас ставится не только наравне с обучением, но и во главу угла, как Вы к этому относитесь? Какую роль играет воспитание в процессе обучения, на Ваш взгляд?
— Наш процесс называется учебно-воспитательный. Зачастую берут во внимание только его первую составляющую — учебную. Это не правильно. Этот процесс должен быть в комплексе. На уроке преподаватель не только обучает, но и воспитывает. У учителя должна быть чистая доска, мел, красивый почерк — то есть элементы эстетики. Если рассказывает исторические факты — он всегда должен прививать чувство любви к Родине, воспитывать чувство патриотизма — это воспитательный момент. Если разбираются литературные произведения и дается оценка героям — тоже воспитательный момент. Поэтому урок — это учебно-воспитательный процесс. Другая форма этой работы — занятия обучающихся во внеурочной деятельности.  Наши студенты очень любят выступать на сцене, петь. А когда любой человек поет — он выражает свое настроение. И снова — воспитательный момент. Поэтому была введена традиция — песенные сборы. Мы собираемся в актовом зале и поем: группой, ансамблем, сольно. Результат такого рода работы очень сложно измерить. Пройдут годы, и тогда мы увидим: принесла ли результат наша воспитательная система. Насколько выпускники будут успешными в жизни, настолько результативно мы поработали.
13— Заходя в колледж, невозможно не обратить внимание на его оформление. Почему архитектоника образовательного учреждения — это важно?
— Потому что это, опять же, воспитывает. Например, в коридоре второго этажа первого корпуса висят картины — печать на стекле. Они все отражают наш Нижегородский край. Это картины, которые висят в Третьяковской галерее и в Художественном музее Санкт-Петербурга. Мы не скачивали их из сети Интернет, а получали письменное согласие на создание профессиональных фотографий с картин музеев: подписывали договор, чтобы нам разрешили их фотографировать. Кто-то из студентов остановится перед ними сегодня, а кто-то пробежит мимо, но ему станет интересно завтра. Эти интерьеры имеют содержательную сторону. И все это работает не навязчиво, опосредованно.
Забегая вперед…
14— Расскажите о планах на будущее.
— Планы на будущее, конечно, есть. В ближайшее время — это реализация инклюзивного центра. А кроме этого, есть еще одна задумка. Мне хочется на территории колледжа создать небольшое предприятие, где бы работали наши выпускники: бухгалтера, программисты, отрабатывали практику наши студенты. А доход шел на наш колледж, на наших студентов. Но это пока на уровне мысли.

Беседовала Светлана Кулагина

Интервью с Натальей Михайловной Катышевой