ВЫПУСК 1

Воспитание компетентной личности - приоритет государства

Конспект внеклассного мероприятия по теме «Пищевые добавки»

490
Автор: Айдова Елена Михайловна, преподаватель ГБПОУ "Нижегородский Губернский колледж"
Категория: Практическая лаборатория

Пояснительная записка

Одной из важнейших тенденций развития современного образования является его гуманизация, это обуславливает важнейшую роль активных и интерактивных форм обучения в учебном процессе. В этих условиях метод проектов получает все более широкое распространение, как один из наиболее перспективных.  Проектная деятельность обучающихся в ходе освоения образовательной программы с наибольшим результатом позволяет реализовать их потенциальные возможности, повышает мотивацию, учит работать в команде.

Настоящая методическая разработка проекта внеклассного занятия по теме «Пищевые добавки» предназначена для подготовки и проведения   занятия по МДК 03.02 Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров (раздел «Товароведение продовольственных товаров») в группах, реализующих основную профессиональную образовательную программу по специальности «Коммерция» (по отраслям).

Актуальность данной разработки состоит в том, что в ней учтены требования ФГОС в части формирования профессиональных и общих компетенций. Это нашло отражение как в постановке цели и задач учебного занятия, так и в выборе методики его проведения. В частности, преподавателем использован метод проектов, что отвечает требованиям ФГОС о выборе активных и интерактивных форм обучения.

При составлении проекта учебного занятия педагогом учитывались психологические особенности восприятия учебного материала современным поколением обучающихся, а именно клиповость сознания, преобладание экранного восприятия, а также возрастные психологические особенности, такие как креативность, потребность в самореализации, самоутверждении.  В связи с этим прямое объяснение теоретического учебного материала педагогом заменено опережающей самостоятельной работой обучающихся по подготовке групповых мини-проектов по данной теме. При подготовке презентаций использовались материалы Интернет. Практическая часть учебного занятия (проектная деятельность обучающихся по заданной теме) организована в форме разработки рекламных буклетов для покупателей.

Тема учебного занятия, выбранная педагогом для разработки данного проекта, имеет острую социальную направленность. Современный этап экономического развития России диктует новые подходы к пониманию качества продовольственных товаров, в том числе к их пищевой ценности и экологичности. Развитие России по пути демократии диктует потребность развития гражданско-правового сознания молодежи, в том числе осознание ими ценностей здорового образа жизни. В этом плане тема занятия «Пищевые добавки» находится на пересечении формирования профессиональных и гражданских качеств обучающихся, что открывает большие возможности для формирования их личностной позиции и делает занятие особенно актуальным. Для обучающихся важно осознать и критически осмыслить влияние пищевых добавок на качество продовольственных товаров и последствия их использования для здоровья потребителей.

Научная актуальность данной темы состоит в неоднозначной оценке последствий применения пищевых добавок в продовольственные товары при подготовке проектов обучающиеся прорабатывали как нормативно-правовую базу, регламентирующую использование пищевых добавок в России, так и материалы Интернет, в том числе данные научных исследований отечественных и зарубежных ученых.

Обоснование выбранной образовательной технологии:

Структура данного учебного занятия основана на применении проектной технологии при групповой форме обучения (организация работы над проектами в малых группах Технология позволяет развивать не только профессиональные компетенции. Она весьма эффективна в плане формирования общих компетенций, а именно: развивает умение работать в команде, эффективно общаться с другими обучающимися, осуществлять поиск информации, в том числе в сети Интернет, давать оценки, делать выводы, высказывать мнения в ходе участия в работе малых групп и при публичном выступлении.

Были использованы такие методические приемы организации работы обучающихся, как:

на этапе целеполагания и мотивации

–методический прием «запрос целей»;

— мотивационная беседа;

на этапе актуализации

— методический прием «интеллектуальный пинг-понг»

при изучении нового материала

опережающая внеаудиторная   самостоятельная работа в форме подготовки групповых проектов в виде теоретической части (доклад, сообщение) и компьютерной презентации;(теоретическая часть проекта)

-проведение микроисследования в форме анкетирования потребителей;

— презентация групповых проектов в форме публичного выступления;

— свободный обмен мнениями в ходе общегрупповой дискуссии;

— критический анализ представленных видеофрагментов через участие в общегрупповом обсуждении;

при закреплении учебного материала

разработка информационного буклета для покупателей (практическая часть проекта)

презентация буклета;

при организации рефлексивно-оценочной деятельности

— рефлексивная оценка личной активности на каждом этапе учебного занятия (заполнение карточки-анализа)

рефлексивная оценка   достижения цели учебного занятия (общегрупповая беседа)

— самооценочная деятельность обучающихся (публичная оценка микрогруппами своих проектов с элементами анализа)

при объяснении домашнего задания

-прием осуществления связи теоретического обучения с практическим

-домашнее задание в форме исследования;

— заполнение системообразующей таблицы;

-использование портфолио учебного занятия для выполнения домашнего задания

При разработке проекта были использованы следующие источники:

Т.Н. Коленик «Товароведение и экспертиза пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных источников». Автор дает научное обоснование как пользы, так и определенной опасности применения пищевых добавок в современной пищевой промышленности.

Периодическая литература: профильный журнал «Товаровед продовольственных товаров» №4 2013 г., журнал «Спрос» №1-2, 2013 г., в которых подробно рассматривается вопрос о значении пищевых добавок при производстве пищевых продуктов, влиянии их на потребительские свойства товаров и организм человека.

Интернет ресурсы: www/dobavki.ru , megaport-nn.ru , dic- academic.ru , Pravda-nn.ru  и другие в  рамках темы  «Пищевые добавки», где содержится необходимая информация и предложены видеоматериалы по данной теме.

Основная часть.  План-сценарий внеклассного занятия

Методико-технологическая карта учебного занятия

Тема занятия: «Пищевые добавки и их влияние на здоровье человека»

Тип занятия: углубление знаний по теме

Вид занятия: исследовательский семинар

Метод: проектный

Цель: формирование умений и знаний по оценке качества товаров с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и правил, необходимых для формирования профессиональных компетенций (ПК 3.3., 3.6) и высокого уровня профессиональной культуры обучающихся (ОК1-6)

Задачи:

Когнитивные:

изучить:

— понятие и назначение пищевых добавок;

— виды пищевых добавок, их классификацию;

— краткую характеристику отдельных групп пищевых добавок.

— влияние пищевых добавок на организм человека.

Развивающие:

— развивать профессиональные умения — оценивать качество товаров и устанавливать их градации качества; идентифицировать товары; определять их соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям;

— развивать надпредметные умения   ведения конструктивного диалога

умения работать в команде, эффективно общаться с другими обучающимися, давать оценки, делать выводы, высказывать мнения в ходе участия в работе малых групп и при публичном выступлении;

— научиться выражать свое отношение к современным политическим условиям в РФ.

Воспитательные:

— воспитывать гражданскую ответственность за результаты своего труда;

— воспитывать чувство приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

— воспитывать толерантное отношение к иному мнению  через ведение конструктивного диалога в малых группах  и общегрупповую дискуссию.

Продолжительность: 45 минут

Нормативно-правовое обеспечение занятия:

— Федеральный закон (РФ) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

— СанПиН . .3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»

— Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Средства  обучения:

Технические:  Мультимедийный проектор и ПК, принтер цветной, ноутбуки 5 шт. с выходом в Интернет;

— программное обеспечение MS Word, MS Publisher

Дидактический материал:

—  Натуральные образцы товаров;

— доклады и презентации обучающихся;

—  карточки для оценки собственной активности на учебном занятии.

Мультимедийные пособия

— презентация учебного занятия по теме «Пищевые добавки и их влияние на здоровье человека»

-видеофрагменты (из цикла «Среда обитания» под названием «Бедный йогурт»», «И эксперты ошибаются»);

-презентации проектов, подготовленные обучающимися

Межпредметные связи:

-«Химия»

-«Биология»

-«Товарная  информация»

-«Микробиология и санитария».

Поэтапный план-сценарий хода внеклассного занятия

по теме: «Пищевые добавки и их влияние на здоровье человека»

Время

(мин)

 Название этапа учебного занятия Деятельность

преподавателя, методические приемы

Деятельность студентов Дидактическое и информационно-техническое оснащение  Реализуемые задачи
1мин.  Организационный этап

 

-приветствует группу,

-проверяет отсутствующих,  -организует микрогруппы.

Дежурный докладывает о готовности группы к занятию и о количестве обучающихся, присутствующих на занятии. Подготовка обучающихся к проведению занятия, создание позитивного настроя на решение учебных задач
3мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Мотивационно-ориентировочный  этап -сообщает тему занятия.

— организует просмотр видео фрагмента «Среда обитания» с целью создания ситуации удивления

-организует запрос профессиональных потребностей и формулировку цели в рамках группового обсуждения;

— формулирует учебную задачу

-просматривают видеофрагмент «Среда обитания» и высказывают свое мнение об увиденном;

— отвечают на вопрос преподавателя «Зачем мне в моей будущей работе менеджера по продажам нужны знания по теме «Пищевые добавки»?

-в ходе групповой дискуссии формулируют цель и задачи занятия

-Презентация к уч. занятию (слайд 1),

— видеоролик «Бедный йогурт»

— Презентация к уч. занятию (слайд 2,3),

Мотивация обучающихся на проявления познавательной активности на занятии и осознание значимости данной темы в  профессиональной деятельности
4мин. Актуализация полученных ранее знаний организует игру «Интеллектуальный пинг-понг»

 Примерный перечень вопросов:

-Назовите вещества, которые входят в состав пищевых продуктов.

-Укажите вещества обуславливающие энергетическую ценность продуктов

-Содержание каких веществ повышает биологическую ценность

-Назовите вещества, которые придают различные вкусовые свойства продуктам.

-Какие вещества придают окраску пищевым продуктам?

 

«перебрасываются» вопросами по предыдущей теме (см. столбец слева),

отвечают на вопросы.

 Минимально необходимое содержание ответов:

В состав продуктов входят органические и неорганические вещества. К органическим относят: белки, жиры, углеводы, витамины, органические кислоты, ферменты и др. К неорганическим относятся: минеральные вещества и вода.

-Энергетическую ценность пищевых продуктов обуславливают белки, жиры, углеводы.

-Биологическую ценность продуктов повышают витамины и минеральные вещества.

— На вкусовые свойства продовольственных товаров влияют сахара, органические кислоты, дубильные вещества, гликозиды.

-Характерный цвет пищевым продуктам придают красящие вещества, такие как: хлорофилл, антоцианы, каратиноиды и др.

Презентация к уч. занятию (слайд 3), Выявляет  уровень знаний обучающихся по данной теме и осуществляет связь с ранее изученными темами
19мин. Изучение новой темы

План

1.Пищевые добавки и их назначение.

2. Виды пищевых добавок их классификация

3. Краткая характеристика отдельных групп пищевых добавок

4. Влияние пищевых добавок на организм человека

5.Уровень  информированности потребителей о свойствах пищевых добавок

 

Организует изучение темы «Пищевые добавки» в форме исследовательского семинара:

— микрогруппы выступают с презентацией своих проектов;

— преподаватель организует обсуждение презентаций, акцентирует внимание обучающихся на наиболее важных вопросах темы;

-в заключение делает ссылку на электронный УМК, в котором данная тема будет содержать полные тексты докладов групп для подробного изучения.

Примерный перечень вопросов к группе

-Что такое пищевые добавки?

-С помощью каких веществ можно придать пищевым продуктам различные вкусовые, ароматические свойства, нужную консистенцию, цвет и другие свойства?

— На какие группы делятся пищевые добавки по технологическому признаку?

-Как обозначается наличие пищевой добавки в продукте?

-Какое толкование имеет присвоение веществу статуса пищевой добавки?

-Где наносится информация о содержании пищевых добавок в продукте?

-Назовите виды пищевых добавок по назначению.

-Как обозначаются разные виды пищевых добавок согласно цифровой кодификации?

— Дайте краткую характеристику отдельных групп пищевых добавок

-Перечислите:

— запрещенные в РФ виды пищевых добавок

-вещества, улучшающие внешний вид пищевых продуктов

-вещества, влияющие на вкус и аромат пищевых продуктов

-пищевые добавки, замедляющие микробиологическую и окислительную порчу пищевого сырья и готовых продуктов

Микрогруппы по очереди представляют свои проекты в форме доклада и презентации;

— МГ №2 проводит демонстрацию изменения свойства продукта при использование пищевых добавок на примере продукта «Взбитые сливки»;

-МГ №3 представляет видеофрагмент «И эксперты ошибаются»

МГ №5 докладывает о результатах анкетирования  потребителей и дает анализ анкет.

Обучающиеся:

-слушают доклады микрогрупп №1-№5;

-анализируют презентации, задают уточняющие вопросы по теме выступления;

-отвечают на вопросы преподавателя;

 

 

презентации проектов микрогрупп,

-натуральные образцы товаров для демонстрации свойств пищевых добавок;

видеофрагмент «И эксперты ошибаются»;

анкеты потребителей;

аналитическая справка по итогам анкетирования потребителей

Формирование  умений: профессиональных: оценивать  качество товаров и устанавливать их градации качества; идентифицировать товары; определять их соответствие санитарно-эпидемиологическим  требованиям;(в рамках формирования ПК3.3, ПК3.6)

надпредметных: умения   вести конструктивный диалог, делать выводы, высказывать мнения в ходе  участия в работе малых групп и при публичном выступлении;

(ОК.1, ОК.6)

 Формирование знаний (изучение):

понятие и назначение пищевых добавок;

— виды пищевых добавок, их классификация;

— краткая  характеристика  отдельных групп  пищевых добавок.

— влияние пищевых добавок на организм человека.( ПК3.3, ПК3.6)

Формирование личностных качеств: гражданской ответственности за результаты своего труда; толерантного отношения к иному мнению  через ведение конструктивного диалога в малых группах  и общегрупповой дискуссии; воспитание чувства приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; (ОК.1, ОК.6)

12мин. Закрепление и отработка умений и знаний по теме «Пищевые добавки» Организует работу микрогрупп по разработке  информационных буклетов   о пищевых добавках  для потребителей -работают в микрогруппах над  созданием буклетов с памяткой для потребителей о пищевых добавках, осуществляют поиск необходимой информации в сети Интернет.

— выступают с краткой презентацией своих буклетов;

 Ноутбуки-5шт. с выходом в Интернет; принтер цветной, бумага. Программное обеспечение MS Publisher

 

Формирование умений работать в команде, эффективно общаться с другими обучающимися, эффективно организовывать собственную деятельность, (ОК.1, ОК6)

 Формирование знаний (первичное закрепление):

понятия и назначение пищевых добавок;  виды пищевых добавок, их классификация;

-краткая  характеристика  отдельных групп  пищевых добавок; влияние пищевых добавок на организм человека.(ПК.3.3, ПК3.6)

  Формирование личностных качеств:

-гражданской ответственности за результаты своего труда; толерантного отношения к иному мнению, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям  (ОК.1, ОК.6)

2мин. Подведение итогов занятия. Оценка и самооценка деятельности обучающихся -организует  самооценочную деятельность обучающихся (публичная оценка микрогруппами своих проектов с элементами анализа)

— дает  заключительную оценку учебно-проектной деятельности обучающихся

дают мотивированные оценки своей проектной деятельности в форме публичного выступления Презентация учебного занятия, (слайд 5) Формирование умений давать оценки, делать выводы, высказывать мнения о работе малых групп
2мин.  Рефлексия Организует проведение рефлексии:

— рефлексивная оценка личной активности на каждом этапе учебного занятия (заполнение карточки-анализа)

рефлексивная оценка   достижения цели учебного занятия (общегрупповая беседа)

-заполняют карточки-анализы рефлексивная оценка личной активности на каждом этапе учебного занятия

 

Рефлексивные карточки-анализы Осознать и оценить уровень полученных знаний

 

2мин. Домашнее задание  Выдает домашнее задание и инструктирует обучающихся по его выполнению

Домашнее задание: на занятиях практического обучения исследовать 10-15 наименований продовольственных товаров, наиболее часто употребляемых вашими семьями. Результаты оформить в системообразующую таблицу.

Записывают домашнее задание,

Знакомятся с системообразующей таблицей

 

Системообразующая таблица, портфолио учебного занятия Мотивация  к формированию практического опыта по теме:

–        оценки качества товаров в соответствии с установленными требованиями; установления градаций качества;

–        расшифровки маркировки;

–         соблюдения  санитарно-эпидемиологических требований к товарам, упаковке, условиям и срокам хранения

 

Список источников

 Нормативно-правовые акты

  1. «О защите прав потребителей», ФЗ-2 от09.01.96 с изменениями и дополнением от 17.12.99 ФЗ-212
  2. «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ФЗ-29 от 02.01.2000
  3. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ-52 от 30.03.1998
  4. Правила продажи отдельных видов товаров (Постановление Правительства РФ от 19.01.98№55 с изменениями и дополнениями)

 Список используемой литературы

  1.  Галун, Л. А. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров растительного происхождения.: Для высших учебных заведений./ Л. А. Лагун. – Минск: Высш.шк.,2012.-271с. – (Высшее образование): 296
  2. Дубцов, Г. Г. Товароведение пищевых продуктов.: учебник для студ.СПО./Г.Г. Дубцов.- М.: Издательский центр «Академия», 2013.-264с.:180.18
  3. Елисеева, Л.Г. Товароведение и экспертиза продуктов переработки.: Для высших учебных заведений./Л.Г. Елисеева.-М. : Изд. -Торг. корпорация «Дашкова и Ко»,2009.-376с.-(Высшее образование): 239.01
  4. Казанцева Н.С Товароведение продовольственных товаров: Учебник для студентов колледжей и вузов./ Н.С. Казанцева.-М.: Изд.-Торг. Корпорация «Дашков и Ко»,2014.-400с.:265
  5. Микулович, Л.С Товароведение продовольственных товаров: Для профес.-техн. образования/ Л.С. Микулович.-Минск: Высш.шк.,2009.-416с.-(Среднее профессиональное образование):237.4
  6. Николаева, М. А. Теоретические основы товароведения: Учебное пособие для студентов ВПО и СПО по специальности «Товароведение и экспертиза товаров»/М.А. Николаева, Л.В. Карташова.-М.:ОЦПКРТ,2008.-28с.:180
  7. Николаева, М. А. Товароведная экспертиза продовольственных товаров: Учеб.пособие по выполнению практических работ для студ. ВПО и СПО/ М.А. Николаева, Л.В. Карташова.-М.:ОЦПКРТ,2012.-82с.:160
  8. Ходыгин П. П, Ляшко А.А Товароведение продовольственных товаров, Учебник для СПО- М. Изд. «Дашков и Ко»,2013.-544с

Материалы периодической печати

  1.  Аминов С.С., Ратушный А.С. «Влияние пищевых добавок на организм человека»// ж. «Спрос» №1-2, 2013г.
  2. Ахмедова Д.К., Корячкина С.Я. «Использование пищевых добавок для замедления черствения хлебобулочных изделий».//ж. «Товароведа продовольственных товаров» №2, 2013г.
  3. Карагодин В. П., «Пищевые добавки в продуктах питания.//ж. «Товароведение продовольственных товаров» №4 2013г
Конспект внеклассного мероприятия по теме «Пищевые добавки»