ВЫПУСК 1

Воспитание компетентной личности - приоритет государства

Классный час по теме: «Сила традиций»

503
Автор: Елена Валерьевна Красильникова, преподаватель ГБПОУ "Нижегородский Губернский колледж"
Категория: Практическая лаборатория

Методическая разработка открытого классного часа по теме: «Сила традиций», посвященного Дню народного единства, направлена на развитие познавательной и творческой деятельности обучающихся, интереса к истории праздника, повышению культурно- нравственного уровня и формирование высоконравственных личностных качеств, патриотизма и гордости за свою Родину.

Проект данного мероприятия основан на применении технологии сотрудничества с преподавателем  (классным руководителем), что формирует умение работать в команде, эффективно общаться. При составлении проекта внеклассного мероприятия  педагогом учитывались психологические особенности восприятия материала современным поколением обучающихся. Выбор методики проведения внеклассного мероприятия в форме  литературно- музыкальной композиции обусловлен психолого-педагогическими особенностями группы.  Классный час проводится с обучающимися группы 11Т по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров. Это группа нового набора, в которой  складывается хороший психологический климат и формируется  коллектив, способный реализовать поставленную цель. Были использованы такие методические приемы организации работы с  обучающимися, как: проведение этапа мотивации, презентация, публичное выступление перед сокурсниками и приглашенными, оценочная и самооценочная деятельность обучающихся. Самостоятельная работа обучающихся с различными источниками информации при подготовке данного мероприятия, их публичное выступление развивают навыки коллективной мыслительной и творческой  деятельности, формируют культуру публичного мастерства, способствуют самореализации личности. Для  раскрытия  темы  в данной методической разработке использованы  выразительные  формы и средства:

-поэзия (монтаж из стихотворений, посвященных историческим событиям, положившим основу организации праздника);

— музыкальное сопровождение (гимн РФ);

-конкурс «Хозяюшка» (в неофициальной части мероприятия).

Методикотехнологическая карта внеклассного мероприятия отражает: тему («Сила традиций»), тип (внеклассное мероприятие),  вид (литературно- музыкальная композиция), метод занятия (проблемно-поисковый с элементами самостоятельной работы), место проведения(аудитория №33  (2-ой корпус) НГК), цель (выполнение требований государственного образовательного стандарта)и задачи (образовательная, развивающая, воспитательная (воспитывать уважительное отношение   к истории государства Российского,  улучшить качество общения и взаимопонимание в коллективе обучающихся и классного руководителя), оснащенность.

Ход мероприятия

1.Организационно-мотивационный этап

2.Содержание:

2.1 Вступительное слово классного руководителя, ведущих

2.2 Устный журнал об истории праздника в стихах и прозе

  1. Поздравление с праздником и приглашение всех участников и присутствующих на неофициальную часть:

3.1 Конкурс «Хозяюшка»: дегустация блюд инициаторов конкурса, подведение итогов, награждение;

3.2 Чаепитие

4.Подведение итогов мероприятия. Рефлексия.

 

   
   

Сценарий классного часа «Сила традиций»

Вступление: Представление гостей (проводит классный руководитель).

Классный руководитель.

Тема нашего открытого мероприятия «Сила традиций». Звучит Гимн РФ!
В начале классного часа я хочу задать всем вам один вопрос: все ли знают, почему в нашей стране 4-е ноября считается национальным праздником?

Составим с вами вместе описание этого праздника…

1.В память о каком событии в истории Российского государства учрежден этот праздник?

Это событие спасло русский народ от гибели, а государство от иностранных захватчиков.  (освобождение Москвы от польских интервентов в 1612 году)

2.В церковном календаре уже три с половиной века этот день широко отмечается, как праздник иконы … пауза…. (Казанской Божьей матери)

3.В честь этого праздника благодарные потомки установили в Москве на Красной площади памятник воеводе и старосте … пауза…. (Минину и Пожарскому)

Итак, подведем итог: событие, в честь которого учрежден этот праздник, объединило самых разных людей в России – дворян, купцов, крестьян, людей разных национальностей и именно благодаря этому единству и с божьей помощью, была достигнута победа.

Студент — ведущий1

Инициативная группа провела опрос в группе 11Т, а наш классный руководитель, готовясь к этому мероприятию, протестировала студентов – старшекурсников.

Предварительные результаты опроса показали, что большинство студентов,  радуясь по поводу  дополнительного выходного, плохо себе представляют, почему в этот день не нужно идти на  учебу. С уверенностью также можно предположить, что и многие взрослые, которые без запинки произносят название праздника, не всегда смогут объяснить его суть. Действительно, это один из спорных праздников в российском государственном календаре, но знать о нем должен каждый гражданин страны.

Студент- ведущий 2

День народного единства правительство страны учредило в 2004 году, впервые праздник в России отметили 4 ноября 2005 года, однако его история начинается намного раньше — несколько веков назад. Известно, что 4 ноября — праздник, увековечивающий освобождение Москвы от польских захватчиков в непростом для российского государства 1612 году. Однако, согласно архивным документам, 4 ноября не является днем окончательного освобождения, так как стены Кремля на этот момент еще были осаждены вражескими войсками.

Монтаж (участвуют 3-е студентов)

Четыре века пролетели…
Над Русью нашей с той поры,
Когда в бою мечи звенели,
И поднимались топоры.
Пожарский с Мининым спаяли
И сберегли родную Русь.
Сошлись посадский и боярин
На свой великий ратный труд.
И этот день в веках не сгинул,
Он в памяти людской живёт.
России не иссякнет сила 
Ведь эта сила  наш народ!

 

Посрамив врагов коварство,
В страшный для России год
Вместе Минин и Пожарский
В битву повели народ.
И отряды добровольцев,
Гневом праведным полны,
Злых поляков и литовцев
Прочь прогнали из страны.
Той победой мы гордимся
В День народного единства!

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!
И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.
Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

Студент- ведущий2.

На Красной площади в Москве установлен памятник. История памятника уходит корнями в Смутное времяРоссия находилась в польско-шведской осаде, а Москва была оккупирована поляками. Тогда, в 1611 году, в Нижнем Новгороде земский староста Козьма Минин стал призывать народ к ополчению против польских интервентов. Его горячо поддержал городской совет, воеводы и духовенство. По звону колокола народ собрался в Кремле, в Спасо-Преображенском соборе. После службы Минин обратился к нижегородцам с призывом встать на освобождение Русского государства от иноземных врагов. Тогда было принято решение о сборе средств для народного ополчения. Также нужно было найти полководца для будущего ополчения. Нижегородцы решили просить возглавить его князя Дмитрия Пожарского. Знатный князь согласился не сразу и поставил условие, чтобы хозяйственными делами в ополчении заведовал Минин.

Студент-ведущий 2 объявляет Воззвание Минина
Русь терпела всяческие беды,
Города тонули в смутном мраке:
В Новгороде ликовали шведы,
И Москвою правили поляки.
Разорялись земли государства,
Разрушались терема и храмы…
Самое дородное боярство
Оказалось неспособным самым.
Был наследник Грозного повинен
В том, что смутные настали годы…
В эти дни нижегородец Минин
Обратился к русскому народу.
Призывал он златом и булатом
Ополчиться против иноземцев,
Прозвучал его призыв набатом
И объединил единоверцев.
3.Собралось большое ополченье,
От врагов Москву освободило.
Таково в истории значенье
Слова, обретающего силу!

***

Русь сотрясали годы смуты:
Вся жизнь войной опалена,
Борьба за власть, и цены вздуты,
Разлом, распад, скудна казна.
Страну топтали интервенты:
Поляки брали города,
И оскверняли земли шведы.
Кремль растворил свои врата –
И самозванцы на престоле!
Вражду, предательство бояр
Народ терпеть не может боле:
Объединиться всем как встарь!
Очнулась Русь от тяжкой дрёмы,
Народной волей Русь сильна.
Воззванья церкви столь весомы:
За православие, страна!
На берегах Оки волненье:
Народный гнев даёт ростки –
Готовит Минин ополченье,
Пожарский поведёт полки.
И вот уж гонят прочь поляков:
В Кремле – последний гарнизон.
Пожарский с мужеством, отвагой
Берёт зла вражий бастион.

Студент- ведущий 1 

В 1803 году было решено начать сбор средств на возведение памятника в честь Минина и ПожарскогоИван Мартос сразу же взялся за дело. Первоначально предполагалось поставить памятник в Нижнем Новгороде. Но из-за того, что он имел очень большую ценность для страны, было решено установить его на Красной площади в Москве. Работа была высоко оценена Императрицей Марией Федоровной (4 февраля) и членами Академии Художеств. Отливка памятника была поручена Василию Екимову — литейному мастеру Академии Художеств. По окончании подготовительных работ отливка была выполнена 5 (17) августа 1816 года. Для плавки было подготовлено 1100 пудов меди. Медь плавилась 10 часов. Отлитие столь колоссального монумента одним разом было выполнено впервые в европейской истории.

Для пьедестала памятника первоначально предполагалось использовать сибирский мрамор. Но из-за значительных размеров памятника было решено использовать гранит. Огромные камни были доставлены в Санкт-Петербург с берегов Финляндии, в то время являвшейся частью Российской Империи. Пьедестал, состоящий из трех цельных кусков, был изготовлен каменотесом Самсоном Сухановым. Было окончательно определено место установки памятника в Москве. Было решено, что лучшим местом является Красная площадь. 20 февраля (4 марта1818 года состоялось торжественное открытие памятника с участием Императора Александра и его семейства и при стечении огромного количества людей. На Красной площади состоялся парад гвардии.  В 1931 году его посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и переместили к собору Василия Блаженного.

Монтаж

Не забудет наш народ доблесть русских воевод 

Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.
Он отмечен годом, днём,
И начертано на нём:
«Гражданину Минину
И князю Пожарскому —
Благодарная Россия».
Видишь, витязи какие,
Сыновья родной земли
За неё бои вели.
На гранитном пьедестале
Перед площадью они
Много, много раз встречали
Знаменательные дни.
Молча витязи гордились,
Что столица их росла,
На глазах у них творились
Величайшие дела.
От сверженья власти царской
Столько много лет подряд
Смотрят Минин и Пожарский
На торжественный парад.
Указав рукой литою
На величественный вид
И на племя молодое,
Минин словно говорит:
«Полюбуйся ныне, княже,
На страны родной дела.
Не могли мы думать даже,
Чтобы Русь такой была!
Подивись-ка их военной
Силе необыкновенной,
И послушай эти песни,
И на лица погляди…
Их дела ещё чудесней
Студент – ведущий2

А в Нижнем Новгороде, на территории Кремля, в 1828 году, установили обелиск в честь Минина и Пожарского взамен монумента. Однако в 2004 году мэр Москвы Юрий Лужков решил устранить эту историческую несправедливость и  установить копию московского памятника в Нижнем Новгороде. Он предложил скопировать памятник знаменитому российскому скульптору Зурабу Церетели.  И уже 4 ноября 2005 года состоялось торжественное открытие памятника на новой площади Нижнего Новгорода —площади Народного единства. Выбор места оказался не случайным — ведь именно отсюда началось народное ополчение 1611 года.

Студент – ведущий1

4 ноября больше символизирует не победу, а сплочение народа, которое и сделало возможным разгром захватчиков. В этот день воины войска Пожарского и Минина помолились иконе Казанской Божией Матери, освободили Китай-город и вошли в него победителями вместе с иконой.

Студент – ведущий2.

С тех пор икону Казанской божией матери начали почитать и преклоняться перед ней, люди были уверены, что именно чудотворная икона помогла им одержать победу. Князь Дмитрий Пожарский построил на Красной площади Казанский собор специально для хранения чудотворной иконы.

Студент – ведущий1

Дата постройки храма потерялась в истории, но точно известно, что он был освящен в 1636 году. В годы правления царя Алексея Михайловича 4 ноября было провозглашено Днем благодарности Пресвятой Богородице, а в церковном календаре праздник значился, как Празднование Казанской иконы Божией Матери.

Студент – ведущий2

Значимый для страны праздник отмечали на Руси вплоть до 1917 года, большевики, пришедшие к власти, сразу же убрали его из списка праздничных дней.

Студент — ведущий1

Первый День народного единства пышно отметили в 2005 году. Главным центром праздничных мероприятий стал Нижний Новгород. Главнейшим событием праздника было открытие памятника Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

Студент – ведущий2

Новому памятнику нашли место на площади Народного единства у храма Рождества Иоанна Предтечи. Современный День народного единства — праздник, который призывает людей не только вспомнить важнейшие исторические события, но и напомнить гражданам многонациональной страны важность сплочения. Ведь только вместе, двигаясь в одном направлении, можно справиться с трудностями и преодолеть препятствия.

Классный руководитель

Посвящение первого в истории нашей группы открытого мероприятия Дню народного единства весьма символично. Я, как классный руководитель, искренне надеюсь на единство в группе. Наша сплоченность поможет нам в реализации жизненно важного проекта: успешно окончить учебу в НГК, при этом оставить только приятные впечатления об этом периоде жизни. Сплоченный и слаженный коллектив- это сила!!!

Список литературы:

  1. Алексеева, Т. День народного единства: путеводитель по интернет-сайтам / Т. Алексеева // Классное руководство и воспитание школьников: прил. к  газ. «Первое сентября». – 2009. — №20 (окт.).  – С. 42-43
  2. Андреева, Е. Благодарная Россия: День народного единства / Е. Андреева, Е. Гумарова // Классное руководство и воспитание школьников: прил. к газ. «Первое сентября». – 2009. — №20 (окт.).  – С. 17-19
  3. Богданов, А. «Быть нам всем в совете и соединении…»: [4 ноября – День народного единства. История праздника] / А. Богданов // Наука в России. – 2007. — №6. – С. 85-91
  4. Бондарев, В. Праздник воскресения России: [4 ноября – День народного единства] / В. Бондарев // Родина. – 2007. — №10. – С. 10-11.
Классный час по теме: «Сила традиций»