ВЫПУСК 1

Воспитание компетентной личности - приоритет государства

Классный час на тему «Экономическая компетентность юриста как основа успешной профессиональной реализации»

284
Автор: Костырев А.П., преподаватель ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Категория: Практическая лаборатория

Динамика развития современного законодательства во многом направлена на переосмысление роли права в регулировании экономических отношений и диктует внедрение в жизнь так называемой интеграционной профессиональной квалификации, которая проявляется, в том числе, в усилении междисциплинарности в подготовке студентов. В частности это касается правовых и экономических знаний.

Сегодня общепринятым является мнение о том, что будущее – за узкопрофильными специалистами. И актуальный социальный заказ в настоящий момент – это подготовка юристов, ориентированных на потребности рыночной экономики, на правовое высокопрофессиональное обеспечение экономической сферы, исключающее материальные или иные потери вследствие недостаточного профессионализма.

В этой связи проблема экономической компетентности юриста приобретает одно из первостепенных значений. Полноценно реализовать свой профессиональный потенциал способен только тот юрист, который имеет качественную экономическую подготовку.

Воспитательный процесс в учебном заведении реализуется, как известно, не только на учебных занятиях, но и в различной внеурочной деятельности студентов. На внеурочных мероприятиях зачастую формируются не только общепрофессиональные компетенции, но и гражданская позиция по актуальным проблемам современности. Одним из видов внеурочных мероприятий является классный час. Классный час, посвященной экономической компетентности юриста, призван сформировать непримиримое отношение будущих специалистов в области юриспруденции к экономической преступности, а также любым проявлениям недобросовестности в экономической сфере.

Учитывая изложенную проблему, целями классного часа являются:

— акцентирование внимания студентов-юристов на взаимосвязи экономических и правовых знаний;

— формирование стремления повышать свои экономические знания в качестве одного из условий успешной профессиональной реализации;

— стимулирование студентов-юристов повышать свою финансовую грамотность;

— воспитание бескомпромиссного и непримиримого отношения к преступности, в частности к преступлениям в сфере экономики.

Форма данного воспитательного мероприятия – коллективная.

Оборудование: мультимедийное оборудование – ПК, проектор, экран.

Методы и приемы – доклады студентов с использованием компьютерной презентации, обсуждение тем, ответы на вопросы.

Ход классного часа.

Вступительное слово классного руководителя. Студентам второго курса уже хорошо известно, что в процессе обучения юриста важны все дисциплины и междисциплинарные комплексы. Среди изучаемых юристами дисциплин имеются дисциплины экономического характера – экономика, менеджмент, экономика организации, страховое дело. Человек, выбирающий профессию юриста, должен понимать, что содержание и характер требуемых знаний будут меняться в зависимости от направления развития экономики и социальной структуры. Знания юристов в области экономики зависят от хода рыночных преобразований и динамики уровня экономического развития. Вопреки распространенному мнению об избыточной численности юристов в стране наблюдается нехватка грамотных юристов для работы в экономической сфере.

Основная часть классного часа состоит из четырех докладов студентов, выполненных в форме компьютерной презентации.

Тема первого доклада – «Взаимосвязь экономических и правовых знаний». Ключевыми здесь являются следующие идеи:

— право и экономика не просто соотносятся, а взаимодействуют, влияют друг на друга. До известной степени право представляет собой продолжение экономики;

— в общественных науках социальные системы подразделяются на следующие три группы: 1) социальные системы с рыночной экономикой; 2) системы с плановой, административно-командной экономикой; 3) социальные системы со смешанной экономикой;

— большое значение взаимодействию экономики и права уделяли институциональная и кейнсианская теория;

— соотношение права и экономики можно определить следующим образом: право, учитывая объективные законы экономики, стремится с помощью нормативных установок восстановить социальную и экономическую справедливость в обществе. Целью правового регулирования является достойное существование всех членов общества, право – это средство в достижении социального компромисса.

Тема второго доклада – «Роль экономических знаний в профессиональной подготовке юриста». Главные тезисы:

— необходима подготовка юристов, обладающих глубокими и разносторонними экономическими знаниями и способных позитивно влиять на развитие экономических отношений;

— юридическая деятельность в сфере экономики – одна из самых перспективных и доступных для юриста карьер;

— востребованы юристы, специализирующиеся на привлечении финансирования, сделках слияния и поглощения, сопровождении размещения ценных бумаг. Высокой востребованностью сегодня обладают юристы, специализирующиеся на сопровождении инвестиционных и девелоперских проектов;

— отдельным направлением привлечения юристов, обладающих высоким уровнем экономических знаний, является работа в правоохранительных органах, занимающихся борьбой с экономическими правонарушениями.

Третий доклад подготавливается на тему «Финансовая грамотность юриста». Основной акцент делается на следующих положениях:

— финансовая грамотность играет огромную роль в деятельности современного юриста;

— финансовая грамотность населения предполагает способность вести учет всех поступлений и расходов, фиксировать то, на что тратится  бюджет;

— важную роль в современной жизни занимает страхование;

— большое количество правонарушений происходит по причине финансовой неграмотности населения;

— моральный и профессиональный долг современного юриста – способствовать повышению финансовой грамотности граждан.

Тема четвертого доклада – «Преступления в экономической сфере». Здесь предлагается обратить внимание на следующие моменты:

— экономическая преступность – это совокупность преступлений, совершаемых против собственности, в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях за определенный период времени на конкретной территории;

— при исследовании экономической преступности часто используется понятие «теневая экономика», представляющая собой совокупность противоправных сделок с товарами и услугами, не отраженных в соответствующей системе регистрации;

— отличительная особенность экономических преступлений состоит в том, что они совершаются специальным субъектом, а не посторонними для объекта управления людьми, включенными в систему экономических отношений, на которые они посягают;

— одним из важнейших последствий чрезвычайно высокого уровня криминального заражения экономической сферы выступает резкое снижение инвестиционной активности;

— личность современного экономического преступника представляет собой совокупность социально значимых свойств личности, образовавшихся в процессе ее экономической и (или) служебной деятельности и обусловливающих использование ею для достижения корыстных и престижных (статусных) целей средств, запрещенных действующим уголовным законодательством;

— экономическая преступность окрепла и качественно изменилась: от стандартной кражи и спекуляции до сложных, хорошо организованных комбинаций по хищению средств с использованием фиктивных платежных документов и поддельных банковских гарантий, невозврату и нецелевому использованию кредитов, финансовых махинаций, уклонению от уплаты налогов, операциям по незаконному возмещению НДС от внешнеторговых сделок;

— только высокий уровень экономических знаний может помочь юристу, работающему в правоохранительных органах, эффективно бороться с экономическими преступлениями.

В процессе подведения итогов классный руководитель задает вопросы аудитории и вовлекает в обсуждение всех студентов. На обсуждение выносятся четыре ключевых вопроса:

  1. В чем вы видите связь экономических и правовых знаний?
  2. В каких сферах юрист может применить свои экономические знания?
  3. Назовите признаки, характеризующие финансово грамотного гражданина.
  4. Какие преступления в сфере экономики вам известны?

Проводится голосование на звание «самый лучший докладчик». Студенты, прослушавшие выступления, на бланках пишут фамилию докладчика с лучшим, по их мнению, выступлением. Проводится подсчет голосов. Набравшим наибольшее количество голосов докладчикам вручаются памятные открытки.

Классный руководитель отмечает содержательные ответы и вручает студентам, продемонстрировавшим наибольшую активность и качество ответов, памятные открытки с надписями «самый подготовленный слушатель».

 

Список использованной литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 07 февраля 2017 г.) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
  2. Приказ Минобрнауки России от 12 мая 2014 г. № 508 (ред. от 14 сентября 2016 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения» // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=205691#0.
  3. Лунеев, В. В. Криминология [Текст] : учебник для академического бакалавриата / В. В. Лунеев. – М. : Юрайт, 2016. – 686 с. – (Бакалавр. Академический курс).
  4. Экономическая теория [Текст] : учебник / под общ. ред. В. Ф. Максимовой. – М. : Юрайт, 2014. – 592 с. – (Бакалавр. Углубленный курс).
  5. Портал финансовой грамотности [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа : https://finagram.com. – Загл. с экрана.
  6. Экономический справочник [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://econtool.com. – Загл. с экрана.

 

Классный час на тему «Экономическая компетентность юриста как основа успешной профессиональной реализации»