Категория: Практическая лаборатория
Принцип единства как основа воспитания будущего педагога (из опыта работы отделения Дошкольное образование (заочная форма обучения)
«И воспитание, и образование неразделимы»
Л.Н. Толстой
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также в приоритетных положениях Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года отмечается, что приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям ХХI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины, уважающих культуру и традиции людей, живущих рядом.
Мы живём в очень интересное время. Современная социально-педагогическая среда предполагает формирование не только образованного и социализированного студента, но и личности, способной самостоятельно принимать решения и делать нравственный выбор в различных жизненных ситуациях. Это возраст активногосамоопределения, духовного и нравственного становления. Развитие личности происходит в результате накопления знаний, которые в дальнейшем находят применение в различных видах деятельности с опорой на ценностные установки.
Специфика работы на заочном отделении такова, что мы, как правило,имеем дело со студентами уже работающими в дошкольных учреждениях города и области, имеющих определённый стаж работы. Работа воспитателя в современных детских садах не простая, требующая самоотдачи, профессионализма и творческого подхода.Работать с такими студентами интересно и очень ответственно.
Главной задачей воспитания студентов в образовательном учреждении является создание социовоспитывающей среды, приоритет нравственности, высокого художественного вкуса, мотивации на здоровый образ жизни, развитие исследовательской деятельности для эффективной реализации системы внеучебной работы.
Основной целью воспитательной работы на отделении является формирование гражданственности, ответственности за свою профессиональную подготовку, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека; раскрытие творческого потенциала, а также формирование человека физически и духовно развитого, адаптированного к современным условиям жизни, социализированного как личность. Коммуникативная компетентность — значительный фактор профессиональной активности и самореализации. Можем отметить, что наши выпускники востребованы и конкурентоспособны.
На заочном отделении используются различные формы воспитательной работы со студентами, такие как: круглые столы с мастерами педагогического труда на базе музея истории развития дошкольного образования города Нижнего Новгорода; презентация книги Н.Г.Камратовой, доцента Мининского педагогического университета, «Патриотическое воспитание дошкольников»; семинары-практикумы в ресурсном центре НГК на темы «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС. Инклюзивное образование дошкольников», «Интерактивные музыкально-дидактические игры – уникальное средство сенсорного развития дошкольников»; «Ярмарка добрых дел», «Калейдоскоп идей», «Берите в союзники родителей»; деловые игры «Права ребёнка», «Кладовая знаний педагога ДОУ», диспуты о нравственных ценностях жизни; открытые уроки «Я современный педагог»; конкурс педагогического мастерства «Жизнь в игре»; конкурс компьютерных презентаций «Горжусь своей профессией»; концерты, посвящённые Дню дошкольного работника, Дню Матери, Праздник выпускника; литературно-музыкальная гостиная к юбилею А.М. Горького «Горький и дети»; педагогический калейдоскоп «К.Д. Ушинский и современность»; литературно-музыкальная композиция «Память сердца» и компьютерные презентации наших студентов «Сегодня дети – завтра народ» в рамках проекта «Правнук Победы».
Мы взаимодействуем с культурными учреждениями города с целью расширения художественного и профессионального кругозора студентов. Сюда относятся посещения музеев им.Н.А. Добролюбова иА.М. Горького.
Заочное образование – это управляемое самообразование. Студенты нашего отделения со своими воспитанниками и их родителями принимают активное участие в районных и городских мероприятиях, получают дипломы и грамоты. В глазах родителей они позиционируют себя как специалисты современные и компетентные.
Педагог и студент – партнёры в образовательном пространстве. Совместно с преподавателями отделения студенты участвуют и побеждают на Всероссийских и международных конкурсах, получая призовые места; публикуют свои статьи на сайтах «MAAM», «NSportal», «Инфоурок» и др.
Наши студенты – неравнодушные люди. Ониоткликаются на любые идеи педагогов и активно участвуют в их осуществлении. Яркий пример воспитательного мероприятия — проведение традиционного профессионального праздника «День дошкольного работника».
Сценарий праздника
Музыкальная заставка: детские песни о воспитателях и видеоряд «Взрослые и дети».
27 сентября общенациональный праздник «День воспитателя и всех дошкольных работников».С праздником вас, дорогие наши студенты и преподаватели!
Душой красивы и очень добры,
Талантом сильны вы и сердцем щедры.
Все ваши идеи, мечты о прекрасном,
Занятия, затеи не будут напрасны!
Вы к детям дорогу сумели найти,
Пусть ждут вас успехи на этом пути!
Исполняется песня «Детство не кончается», муз. Е Зарицкой
Компьютернаяпрезентация «Работа как источник вдохновения»
Детский сад – это радость,
Это солнечный праздник,
Это мир доброты, и любви и тепла.
Много в мире профессий чудесных и разных,
Но иную бы выбрать я не могла.
Песня «Мы воспитатели», муз. М. Славкина, исполняет ансамбль студентов «Радуга»
Выступление студентов 3 курса
Люблю свою профессию за то, что детство проживаю многократно.
Я каждый день, как на премьеру,
Вхожу в просторный детский сад:
Иду сюда не для карьеры –
Здесь каждый мне ребёнок рад!
Исполняется песня воспитателей, муз. А. Колкера
Выступление студентов 4 курса
Любопытных, неловких с виду,
Я в большую жизнь поведу,
А артистки будут завидовать
Воспитателю в детском саду»
Компьютерная презентация студентки 4 курса «Горжусь своей профессией»
Для детей вторая мама –
Воспитательница сада.
Терпелива с ребятнёй,
Развлекает всех игрой
Песня-танец «Разноцветная игра»,муз. Б. Савельева
Поздравление преподавателей и гостей.
Воспитатель – слово-то какое!
В нем таятся свет, добро, тепло.
Кто детей порадует игрою?
Кто их пожурит совсем не зло?
Им благодаря взрослеют дети,
Зная, как вести себя и жить.
Воспитатели! Добрей вас нет на свете!
Вам счастливыми желаем быть!
Исполняется песня воспитателей (на мелодию «Милая моя» муз. Ю Визбора), на экране компьютерная презентация.
Литература
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Российская газета. Электрон. журн. 2015. 8 июня. № 6693.
- Каган М.С. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М., 2007.
- Сергеева В.П. Духовно-нравственное воспитание – основа формирования личности: метод. пособие. М.: Перспектива, 2011
- Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном.М., 1989.