Категория: Научно-методический дайджест
Растим единомышленников
«В человеке все должно быть прекрасно:
и лицо, и одежда, и душа, и мысли…»
А.П.Чехов
Вопрос воспитания один из самых сложных, да и результаты видны не сразу, а то и совсем не заметны. «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иные даже думают — легким, – и тем понятнее и легче кажется оно, чем меньше человек с ним знаком, теоретически или практически»,- читаем мы у К.Д.Ушинского. «Вверяя воспитанию чистые и впечатлительные души детей, вверяя для того, чтобы оно провело в них первые и потому самые глубокие черты, мы имеем полное право спросить воспитателя, какую цель он будет преследовать в своей деятельности, и потребовать на этот вопрос ясного и категорического ответа» К.Д.Ушинский
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
Какие же цели должен поставить перед собой классный руководитель?
Формирование личности нового социокультурного типа, а именно:
- гуманной, постигающей и понимающей высокую ценность человеческой жизни;
- духовной, обладающей развитыми потребностями в познании окружающей действительности;
- самосовершенствующейся, находящейся постоянно в поиске смысла жизни и жизненной позиции, общении с искусством, понимании собственного «Я»;
- творческой, с развитым интеллектом;
- прагматической, владеющей новыми технологиями и умениями (предпринимательство, компьютерная грамотность).
Что такое гуманная личность?
Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова — «ГУМАНИЗМ»
- гуманизм, мн. нет, м. (от латин. humanus — человеческий) (книжн.). 1. Идейное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности и мысли от оков феодализма и католицизма (истор.). 2. Просвещенное человеколюбие (устар.).
Гуманизм – если проще всего – бережное отношение к человеку, это сочувственное и уважительное отношение к человеку как таковому, независимо от его отличий от других (например, от принадлежности к тем или иным социальным группам, истинно или неистинно верующих, неверующих, элите, партиям, национальностям, полу и всему подобному).
Невозможно научить любить и уважать весь мир, но добиваться уважительного отношения к тем, кто тебя окружает, кто с тобой рядом – необходимо. Поэтому первостепенная задача классного руководителя – формирование студенческого коллектива.
Мы были первыми счастливчиками, которым повезло побывать в студенческом лагере первокурсников. Два дня, проведенные бок о бок с одногруппниками, классными руководителями, студентами 1-х курсов других специальностей, дают основу хорошим отношениям лучше, чем месяц ежедневных лекций на тему: «Что такое дружба».
И расставаться уже не хотелось. 146 группа начинала свой учебный день задолго до звонка: кипел чайник, пахло кофе, лились бесконечные беседы обо всем на свете. И это общение не заменит целая система тематических классных часов.
Эту удивительную тягу к беседам за столом (вероятно, сохранение русского менталитета – склонность к застолью) нужно использовать. Поэтому первый большой классный час был назван «День пирога». Была еда, песни под гитару, приглашенные педагоги. Дружба крепла.
Дети на базе 9 классов на удивление профессионально мотивированы. Может быть, поэтому с таким удовольствием провели они Новогоднюю елку для шестиклассников из школы №. 187. Удовольствие получили и гости, и хозяева. А подготовка к празднику позволила выделить настоящих лидеров группы.
А когда весной на стене в нашем кабинете появилась надпись: «Весна идет, весне дорогу», украшенная бабочками, я поняла, что колледж стал домом, родным и любимым.
Но лучший подарок я получила в мае: костер с моим именем, а вокруг него кирпичики с именами студентов. Да еще оберег, сделанный своими руками. Ну, маленькие еще, зато искренние!
Сложный период адаптации к новым условиям существования ждал нас в сентябре: переезд в главное здание. Но он, на удивление, был недолгим. Больнее всего студенты переживали отсутствие большого перерыва (спокойная еда и неторопливая беседа). Но красота здания, бурная студенческая жизнь компенсировали это с лихвой. А посиделки с кофе сохранялись до самого конца, до последнего звонка.
Духовность человека — это богатство мыслей, сила чувств и убеждений.
- ДУХОВНОСТЬ, духовности, мн. нет, жен. (книжн. устар.). Отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа (в 1 знач.).
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
- ДУХО́ВНОСТЬ, -и, жен.Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.
1949-1992.
Духовность. преобладание духовных, нравственных и интеллектуальных интересов. Этого нам не занимать.
Многие студенты группы готовы участвовать во всех мероприятиях, проводимых в колледже. Потому что и сами эти мероприятия интересны, но увлекает подготовка к ним, когда заняты все вместе.
Особо хочется отметить участие в проекте «Путь в профессию». По сложившейся на школьном отделении традиции преподаватели – активные участники всех действ. Но когда среди участников студенты увидели директора, Наталью Михайловну Катышеву, и ее заместителя по учебной работе, Ольгу Юрьевну Овчинникову, – восторгу не было предела.
Очень прониклись к творчеству К.Д.Ушинского: готовили презентацию, но особенно меня порадовало мероприятие, круглый стол, за которым обсуждалась современность идей Ушинского. Очень творчески и по-деловому отнеслись они к этому. (например, говорили о вредных привычках, о личности педагога, о цели в жизни, о воспитании)
Группа была набрана по конкурсу – 2 чел на место. И это заметно: половина группы училась только на «4» и «5». Многие показали себя как личности творческие: Надя Власова – поет, Аня Орфанова – участник огненного шоу, Вика Кирьянова, Аня Матвеева, Саша Кашина, Ира Самедова – танцуют, хотят создать свой коллектив современного танца, Оля Головина пишет стихи, Костя Матвеев увлекся фотографией.
Процесс воспитания осуществляют все педагоги. Все по-разному: кто ласкою, кто сказкою, кто требовательностью и суровостью воздействуют на юные сердца и души. Как феи из сказки, дают принцессам кто что может. А они берут. Не сразу, но берут. И начинают играть уже по нашим правилам. Становятся коллегами, единомышленниками. Теперь это можно точно сказать: почти все учатся в педагогических ВУЗах, многие работают педагогами.