ВЫПУСК 1

Воспитание компетентной личности - приоритет государства

МУЗЫКА КАК ПРОДУКТ СУБКУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКА И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

755
Автор: Крашенинникова Н.Б. преподаватель ГБПОУ "Нижегородский Губернский колледж", Матюшонок М.Н. заведующая отделением Музыкальное образование ГБПОУ "Нижегородский Губернский колледж"
Категория: Научно-методический дайджест

Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать культурного человека. Педагоги и родители как никогда раньше обеспокоены тем, как помочь ребенку, входящему в этот мир, стать уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным! Музыка является тем продуктом, который позволяет сделать этот первый важный шаг в культуру.

На сегодняшний день в систему образования проникает такое понятие как собственная культура детей, имеющая свойственные именно ей социальные правила, игры, специальные речевые приёмы, ритуалы и нормы поведения. Эту собственную культуру детей ряд ученых называет субкультурой.

Субкультураэто термин обозначающий часть культуры общества, отличающейся своим поведением (положительным или отрицательным) от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры.

Чаще всего понятие субкультуры связывают с подростковым возрастом.  Мы хотим остановиться на детской субкультуре, которая связана с творчеством дошкольников и младших школьников.

Сегодня под детской субкультурой понимается всё, что создано человеческим обществом для детей, в более узком смысле – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития.

Понятие детская субкультура достаточно емкое, оно складывается из целого ряда компонентов. Музыка пронизывает почти каждый компонент детской субкультуры. Рассмотрим содержание некоторых из них:

— детский фольклор — колыбельные песни, прибаутки, потешки, считалки, народные песни и игры;

— детский юмор (анекдоты, розыгрыши, поддевки); смеховой мир детства (перевертыши, истории-небылицы или детские садистские стишки), музыкальные сценки, музыкальные драматизации;

— своеобразные увлечения: детское собирательство (сокровищницы, тайники), детское коллекционирование и музицирование;

— способы и формы свободного времяпрепровождения, среди которых ведущее место занимают разнообразные виды игровой деятельности и продуктивные вилы деятельности, а также походы в «особые, страшные» места (подвалы, чердаки, кладбища, заброшенные дома) и места, запрещенные взрослыми для посещений (свалка, стройка); рассказывание страшных историй, детское гадание и т.д.;

— детская мода; эстетические представления детей (составление веночков, «секреты»);

— субкультурные формы, которые играют решающую роль при овладении ребенком содержанием общечеловеческих ценностей: детские проблематизации, детское философствование, словотворчество, сказочный мир и, наконец, музыкальный мир;

— детская картина мира — особая система мировоззренческих знаний, которая позволяет познать ребенком отношения с миром природы, общества, с миром искусства и культуры[2].

Носители детской субкультуры — это дети, детская группа, детское сообщество.

Музыкальным отделением НГК представлен один из продуктов детской субкультуры: сборник   детских песен «Веселая классика», адресованный дошкольникам и младшим школьникам, созданный на основе взаимодействия авторских текстов Л.П.Егоровой с мелодиями инструментальной классической музыки.  Он включает в себя такие детские песни, как «Велосипед» на музыкальную тему И.Штрауса, «Водомер» на музыкальную тему И.Брамса, «Платье» на музыкальную тему Н.Поганини, «Одуванчики» на музыкальную тему П.И.Чайковского, «Просьба» на музыкальную тему Л.Бетховена, «Моя бабушка» на музыкальную тему В.А.Моцарта, «Ворона —  птица», где использована тема Й. Гайдн и др.

Автор идеи – Л.П. Егорова написала интересные поэтические тексты, соединив их с классическими инструментальными мелодиями, аранжированными для голоса и фортепиано преподавателем В.М. Михайловой.  Группа талантливых преподавателей и студентов Музыкального отделения реализовала эту идею, представив ее в виде проекта в активной вокально-игровой форме. Сделать сложные инструментальные   произведения доступными для детей —  нелёгкая задача, требующая проявления профессиональных компетенций и креативности преподавателей.

Сегодня жанр детской песни не так популярен, как в 20 веке. Однако дети должны воспитываться на качественном музыкальном материале. Музыка, тем более классическая, является тем материалом, который позволяет сделать детям первый шаг в культуру.  Приобщение ребенка к культуре – это потребность и задача общества, а «Веселая классика» как продукт детской субкультуры, позволяет успешно знакомить с классической музыкой, обогащая внутренний духовный мир ребенка, воспитывать нравственность и духовность ребенка, его вкус, воображение, креативность и все это, благодаря музыке и талантливым авторским текстам.

Цель проектной деятельности на музыкальном отделении — воспитание профессионала высокой культуры, а проект «Веселая классика» это еще одна ступень для достижения, поставленной цели.

В реализации проекта приняли участие   студенты и преподаватели Музыкального отделения, а первыми слушателями стали дети дошкольных образовательных учреждений г. Нижнего Новгорода МБ ДОУ № 8, №6, № 14, № 34, а также  учащиеся  начальных и средних классов  школ города № 52, № 72, № 30, №  97.

Учителя школ и воспитатели дошкольных образовательных учреждений

написали прекрасные отзывы о музыкальном проекте    «Веселая классика».  Для студентов была проведена анкета, в которой большинство из них  дали высокую оценку данному проекту.   Так, Елена Г. написала, что им  «нравится петь эти песни, проживать эти детские истории и передавать их своим воспитанникам на практике….»

Сборник напечатан в типографии НГК, имеет экспертное заключение музыкантов высшей школы, что позволяет  использовать его  в педагогической деятельности музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений  и  учителей музыки школ  города Нижнего Новгорода.

Литература

  1. Радынова О.П. Теория и методика музыкального воспитания детей

дошкольного возраста. — М. Дубна, 2014.-352.

  1. Абраменкова В.В. Детская субкультура: Содержание, функции,

значение в культуре. — http:www.Portal-slovo.ry

  1. Иванова Н.Б. Особенности и значение детской субкультуры.-

http:www.Portal-slovo.ry

  1. Сборник «Веселая классика».- Н.Новгород, НГК, 2016.
МУЗЫКА КАК ПРОДУКТ СУБКУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКА И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА