Категория: Практическая лаборатория
Конспект внеклассного мероприятия по теме «Пищевые добавки»
Пояснительная записка
Одной из важнейших тенденций развития современного образования является его гуманизация, это обуславливает важнейшую роль активных и интерактивных форм обучения в учебном процессе. В этих условиях метод проектов получает все более широкое распространение, как один из наиболее перспективных. Проектная деятельность обучающихся в ходе освоения образовательной программы с наибольшим результатом позволяет реализовать их потенциальные возможности, повышает мотивацию, учит работать в команде.
Настоящая методическая разработка проекта внеклассного занятия по теме «Пищевые добавки» предназначена для подготовки и проведения занятия по МДК 03.02 Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров (раздел «Товароведение продовольственных товаров») в группах, реализующих основную профессиональную образовательную программу по специальности «Коммерция» (по отраслям).
Актуальность данной разработки состоит в том, что в ней учтены требования ФГОС в части формирования профессиональных и общих компетенций. Это нашло отражение как в постановке цели и задач учебного занятия, так и в выборе методики его проведения. В частности, преподавателем использован метод проектов, что отвечает требованиям ФГОС о выборе активных и интерактивных форм обучения.
При составлении проекта учебного занятия педагогом учитывались психологические особенности восприятия учебного материала современным поколением обучающихся, а именно клиповость сознания, преобладание экранного восприятия, а также возрастные психологические особенности, такие как креативность, потребность в самореализации, самоутверждении. В связи с этим прямое объяснение теоретического учебного материала педагогом заменено опережающей самостоятельной работой обучающихся по подготовке групповых мини-проектов по данной теме. При подготовке презентаций использовались материалы Интернет. Практическая часть учебного занятия (проектная деятельность обучающихся по заданной теме) организована в форме разработки рекламных буклетов для покупателей.
Тема учебного занятия, выбранная педагогом для разработки данного проекта, имеет острую социальную направленность. Современный этап экономического развития России диктует новые подходы к пониманию качества продовольственных товаров, в том числе к их пищевой ценности и экологичности. Развитие России по пути демократии диктует потребность развития гражданско-правового сознания молодежи, в том числе осознание ими ценностей здорового образа жизни. В этом плане тема занятия «Пищевые добавки» находится на пересечении формирования профессиональных и гражданских качеств обучающихся, что открывает большие возможности для формирования их личностной позиции и делает занятие особенно актуальным. Для обучающихся важно осознать и критически осмыслить влияние пищевых добавок на качество продовольственных товаров и последствия их использования для здоровья потребителей.
Научная актуальность данной темы состоит в неоднозначной оценке последствий применения пищевых добавок в продовольственные товары при подготовке проектов обучающиеся прорабатывали как нормативно-правовую базу, регламентирующую использование пищевых добавок в России, так и материалы Интернет, в том числе данные научных исследований отечественных и зарубежных ученых.
Обоснование выбранной образовательной технологии:
Структура данного учебного занятия основана на применении проектной технологии при групповой форме обучения (организация работы над проектами в малых группах Технология позволяет развивать не только профессиональные компетенции. Она весьма эффективна в плане формирования общих компетенций, а именно: развивает умение работать в команде, эффективно общаться с другими обучающимися, осуществлять поиск информации, в том числе в сети Интернет, давать оценки, делать выводы, высказывать мнения в ходе участия в работе малых групп и при публичном выступлении.
Были использованы такие методические приемы организации работы обучающихся, как:
на этапе целеполагания и мотивации
–методический прием «запрос целей»;
— мотивационная беседа;
на этапе актуализации
— методический прием «интеллектуальный пинг-понг»
при изучении нового материала
—опережающая внеаудиторная самостоятельная работа в форме подготовки групповых проектов в виде теоретической части (доклад, сообщение) и компьютерной презентации;(теоретическая часть проекта)
-проведение микроисследования в форме анкетирования потребителей;
— презентация групповых проектов в форме публичного выступления;
— свободный обмен мнениями в ходе общегрупповой дискуссии;
— критический анализ представленных видеофрагментов через участие в общегрупповом обсуждении;
при закреплении учебного материала
— разработка информационного буклета для покупателей (практическая часть проекта)
—презентация буклета;
при организации рефлексивно-оценочной деятельности
— рефлексивная оценка личной активности на каждом этапе учебного занятия (заполнение карточки-анализа)
—рефлексивная оценка достижения цели учебного занятия (общегрупповая беседа)
— самооценочная деятельность обучающихся (публичная оценка микрогруппами своих проектов с элементами анализа)
при объяснении домашнего задания
-прием осуществления связи теоретического обучения с практическим
-домашнее задание в форме исследования;
— заполнение системообразующей таблицы;
-использование портфолио учебного занятия для выполнения домашнего задания
При разработке проекта были использованы следующие источники:
Т.Н. Коленик «Товароведение и экспертиза пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных источников». Автор дает научное обоснование как пользы, так и определенной опасности применения пищевых добавок в современной пищевой промышленности.
Периодическая литература: профильный журнал «Товаровед продовольственных товаров» №4 2013 г., журнал «Спрос» №1-2, 2013 г., в которых подробно рассматривается вопрос о значении пищевых добавок при производстве пищевых продуктов, влиянии их на потребительские свойства товаров и организм человека.
Интернет ресурсы: www/dobavki.ru , megaport-nn.ru , dic- academic.ru , Pravda-nn.ru и другие в рамках темы «Пищевые добавки», где содержится необходимая информация и предложены видеоматериалы по данной теме.
Основная часть. План-сценарий внеклассного занятия
Методико-технологическая карта учебного занятия
Тема занятия: «Пищевые добавки и их влияние на здоровье человека»
Тип занятия: углубление знаний по теме
Вид занятия: исследовательский семинар
Метод: проектный
Цель: формирование умений и знаний по оценке качества товаров с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и правил, необходимых для формирования профессиональных компетенций (ПК 3.3., 3.6) и высокого уровня профессиональной культуры обучающихся (ОК1-6)
Задачи:
Когнитивные:
изучить:
— понятие и назначение пищевых добавок;
— виды пищевых добавок, их классификацию;
— краткую характеристику отдельных групп пищевых добавок.
— влияние пищевых добавок на организм человека.
Развивающие:
— развивать профессиональные умения — оценивать качество товаров и устанавливать их градации качества; идентифицировать товары; определять их соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям;
— развивать надпредметные умения ведения конструктивного диалога
умения работать в команде, эффективно общаться с другими обучающимися, давать оценки, делать выводы, высказывать мнения в ходе участия в работе малых групп и при публичном выступлении;
— научиться выражать свое отношение к современным политическим условиям в РФ.
Воспитательные:
— воспитывать гражданскую ответственность за результаты своего труда;
— воспитывать чувство приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
— воспитывать толерантное отношение к иному мнению через ведение конструктивного диалога в малых группах и общегрупповую дискуссию.
Продолжительность: 45 минут
Нормативно-правовое обеспечение занятия:
— Федеральный закон (РФ) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
— СанПиН . .3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»
— Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
Средства обучения:
Технические: Мультимедийный проектор и ПК, принтер цветной, ноутбуки 5 шт. с выходом в Интернет;
— программное обеспечение MS Word, MS Publisher
Дидактический материал:
— Натуральные образцы товаров;
— доклады и презентации обучающихся;
— карточки для оценки собственной активности на учебном занятии.
Мультимедийные пособия
— презентация учебного занятия по теме «Пищевые добавки и их влияние на здоровье человека»
-видеофрагменты (из цикла «Среда обитания» под названием «Бедный йогурт»», «И эксперты ошибаются»);
-презентации проектов, подготовленные обучающимися
Межпредметные связи:
-«Химия»
-«Биология»
-«Товарная информация»
-«Микробиология и санитария».
Поэтапный план-сценарий хода внеклассного занятия
по теме: «Пищевые добавки и их влияние на здоровье человека»
Время
(мин) |
Название этапа учебного занятия | Деятельность
преподавателя, методические приемы |
Деятельность студентов | Дидактическое и информационно-техническое оснащение | Реализуемые задачи |
1мин. | Организационный этап
|
-приветствует группу,
-проверяет отсутствующих, -организует микрогруппы. |
Дежурный докладывает о готовности группы к занятию и о количестве обучающихся, присутствующих на занятии. | — | Подготовка обучающихся к проведению занятия, создание позитивного настроя на решение учебных задач |
3мин.
|
Мотивационно-ориентировочный этап | -сообщает тему занятия.
— организует просмотр видео фрагмента «Среда обитания» с целью создания ситуации удивления -организует запрос профессиональных потребностей и формулировку цели в рамках группового обсуждения; — формулирует учебную задачу |
-просматривают видеофрагмент «Среда обитания» и высказывают свое мнение об увиденном;
— отвечают на вопрос преподавателя «Зачем мне в моей будущей работе менеджера по продажам нужны знания по теме «Пищевые добавки»? -в ходе групповой дискуссии формулируют цель и задачи занятия |
-Презентация к уч. занятию (слайд 1),
— видеоролик «Бедный йогурт» — Презентация к уч. занятию (слайд 2,3), |
Мотивация обучающихся на проявления познавательной активности на занятии и осознание значимости данной темы в профессиональной деятельности |
4мин. | Актуализация полученных ранее знаний | организует игру «Интеллектуальный пинг-понг»
Примерный перечень вопросов: -Назовите вещества, которые входят в состав пищевых продуктов. -Укажите вещества обуславливающие энергетическую ценность продуктов -Содержание каких веществ повышает биологическую ценность -Назовите вещества, которые придают различные вкусовые свойства продуктам. -Какие вещества придают окраску пищевым продуктам?
|
«перебрасываются» вопросами по предыдущей теме (см. столбец слева),
отвечают на вопросы. Минимально необходимое содержание ответов: В состав продуктов входят органические и неорганические вещества. К органическим относят: белки, жиры, углеводы, витамины, органические кислоты, ферменты и др. К неорганическим относятся: минеральные вещества и вода. -Энергетическую ценность пищевых продуктов обуславливают белки, жиры, углеводы. -Биологическую ценность продуктов повышают витамины и минеральные вещества. — На вкусовые свойства продовольственных товаров влияют сахара, органические кислоты, дубильные вещества, гликозиды. -Характерный цвет пищевым продуктам придают красящие вещества, такие как: хлорофилл, антоцианы, каратиноиды и др. |
Презентация к уч. занятию (слайд 3), | Выявляет уровень знаний обучающихся по данной теме и осуществляет связь с ранее изученными темами |
19мин. | Изучение новой темы
План 1.Пищевые добавки и их назначение. 2. Виды пищевых добавок их классификация 3. Краткая характеристика отдельных групп пищевых добавок 4. Влияние пищевых добавок на организм человека 5.Уровень информированности потребителей о свойствах пищевых добавок
|
Организует изучение темы «Пищевые добавки» в форме исследовательского семинара:
— микрогруппы выступают с презентацией своих проектов; — преподаватель организует обсуждение презентаций, акцентирует внимание обучающихся на наиболее важных вопросах темы; -в заключение делает ссылку на электронный УМК, в котором данная тема будет содержать полные тексты докладов групп для подробного изучения. Примерный перечень вопросов к группе -Что такое пищевые добавки? -С помощью каких веществ можно придать пищевым продуктам различные вкусовые, ароматические свойства, нужную консистенцию, цвет и другие свойства? — На какие группы делятся пищевые добавки по технологическому признаку? -Как обозначается наличие пищевой добавки в продукте? -Какое толкование имеет присвоение веществу статуса пищевой добавки? -Где наносится информация о содержании пищевых добавок в продукте? -Назовите виды пищевых добавок по назначению. -Как обозначаются разные виды пищевых добавок согласно цифровой кодификации? — Дайте краткую характеристику отдельных групп пищевых добавок -Перечислите: — запрещенные в РФ виды пищевых добавок -вещества, улучшающие внешний вид пищевых продуктов -вещества, влияющие на вкус и аромат пищевых продуктов -пищевые добавки, замедляющие микробиологическую и окислительную порчу пищевого сырья и готовых продуктов |
—Микрогруппы по очереди представляют свои проекты в форме доклада и презентации;
— МГ №2 проводит демонстрацию изменения свойства продукта при использование пищевых добавок на примере продукта «Взбитые сливки»; -МГ №3 представляет видеофрагмент «И эксперты ошибаются» МГ №5 докладывает о результатах анкетирования потребителей и дает анализ анкет. Обучающиеся: -слушают доклады микрогрупп №1-№5; -анализируют презентации, задают уточняющие вопросы по теме выступления; -отвечают на вопросы преподавателя;
|
—презентации проектов микрогрупп,
-натуральные образцы товаров для демонстрации свойств пищевых добавок; — видеофрагмент «И эксперты ошибаются»; —анкеты потребителей; —аналитическая справка по итогам анкетирования потребителей |
Формирование умений: профессиональных: оценивать качество товаров и устанавливать их градации качества; идентифицировать товары; определять их соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям;(в рамках формирования ПК3.3, ПК3.6)
—надпредметных: умения вести конструктивный диалог, делать выводы, высказывать мнения в ходе участия в работе малых групп и при публичном выступлении; (ОК.1, ОК.6) Формирование знаний (изучение): —понятие и назначение пищевых добавок; — виды пищевых добавок, их классификация; — краткая характеристика отдельных групп пищевых добавок. — влияние пищевых добавок на организм человека.( ПК3.3, ПК3.6) Формирование личностных качеств: гражданской ответственности за результаты своего труда; толерантного отношения к иному мнению через ведение конструктивного диалога в малых группах и общегрупповой дискуссии; воспитание чувства приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; (ОК.1, ОК.6) |
12мин. | Закрепление и отработка умений и знаний по теме «Пищевые добавки» | Организует работу микрогрупп по разработке информационных буклетов о пищевых добавках для потребителей | -работают в микрогруппах над созданием буклетов с памяткой для потребителей о пищевых добавках, осуществляют поиск необходимой информации в сети Интернет.
— выступают с краткой презентацией своих буклетов; |
Ноутбуки-5шт. с выходом в Интернет; принтер цветной, бумага. Программное обеспечение MS Publisher
|
Формирование умений работать в команде, эффективно общаться с другими обучающимися, эффективно организовывать собственную деятельность, (ОК.1, ОК6)
Формирование знаний (первичное закрепление): —понятия и назначение пищевых добавок; виды пищевых добавок, их классификация; -краткая характеристика отдельных групп пищевых добавок; влияние пищевых добавок на организм человека.(ПК.3.3, ПК3.6) Формирование личностных качеств: -гражданской ответственности за результаты своего труда; толерантного отношения к иному мнению, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям (ОК.1, ОК.6) |
2мин. | Подведение итогов занятия. Оценка и самооценка деятельности обучающихся | -организует самооценочную деятельность обучающихся (публичная оценка микрогруппами своих проектов с элементами анализа)
— дает заключительную оценку учебно-проектной деятельности обучающихся |
дают мотивированные оценки своей проектной деятельности в форме публичного выступления | Презентация учебного занятия, (слайд 5) | Формирование умений давать оценки, делать выводы, высказывать мнения о работе малых групп |
2мин. | Рефлексия | Организует проведение рефлексии:
— рефлексивная оценка личной активности на каждом этапе учебного занятия (заполнение карточки-анализа) —рефлексивная оценка достижения цели учебного занятия (общегрупповая беседа) |
-заполняют карточки-анализы рефлексивная оценка личной активности на каждом этапе учебного занятия
|
Рефлексивные карточки-анализы | Осознать и оценить уровень полученных знаний
|
2мин. | Домашнее задание | Выдает домашнее задание и инструктирует обучающихся по его выполнению
Домашнее задание: на занятиях практического обучения исследовать 10-15 наименований продовольственных товаров, наиболее часто употребляемых вашими семьями. Результаты оформить в системообразующую таблицу. |
Записывают домашнее задание,
Знакомятся с системообразующей таблицей
|
Системообразующая таблица, портфолио учебного занятия | Мотивация к формированию практического опыта по теме:
– оценки качества товаров в соответствии с установленными требованиями; установления градаций качества; – расшифровки маркировки; – соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к товарам, упаковке, условиям и срокам хранения
|
Список источников
Нормативно-правовые акты
- «О защите прав потребителей», ФЗ-2 от09.01.96 с изменениями и дополнением от 17.12.99 ФЗ-212
- «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ФЗ-29 от 02.01.2000
- «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ-52 от 30.03.1998
- Правила продажи отдельных видов товаров (Постановление Правительства РФ от 19.01.98№55 с изменениями и дополнениями)
Список используемой литературы
- Галун, Л. А. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров растительного происхождения.: Для высших учебных заведений./ Л. А. Лагун. – Минск: Высш.шк.,2012.-271с. – (Высшее образование): 296
- Дубцов, Г. Г. Товароведение пищевых продуктов.: учебник для студ.СПО./Г.Г. Дубцов.- М.: Издательский центр «Академия», 2013.-264с.:180.18
- Елисеева, Л.Г. Товароведение и экспертиза продуктов переработки.: Для высших учебных заведений./Л.Г. Елисеева.-М. : Изд. -Торг. корпорация «Дашкова и Ко»,2009.-376с.-(Высшее образование): 239.01
- Казанцева Н.С Товароведение продовольственных товаров: Учебник для студентов колледжей и вузов./ Н.С. Казанцева.-М.: Изд.-Торг. Корпорация «Дашков и Ко»,2014.-400с.:265
- Микулович, Л.С Товароведение продовольственных товаров: Для профес.-техн. образования/ Л.С. Микулович.-Минск: Высш.шк.,2009.-416с.-(Среднее профессиональное образование):237.4
- Николаева, М. А. Теоретические основы товароведения: Учебное пособие для студентов ВПО и СПО по специальности «Товароведение и экспертиза товаров»/М.А. Николаева, Л.В. Карташова.-М.:ОЦПКРТ,2008.-28с.:180
- Николаева, М. А. Товароведная экспертиза продовольственных товаров: Учеб.пособие по выполнению практических работ для студ. ВПО и СПО/ М.А. Николаева, Л.В. Карташова.-М.:ОЦПКРТ,2012.-82с.:160
- Ходыгин П. П, Ляшко А.А Товароведение продовольственных товаров, Учебник для СПО- М. Изд. «Дашков и Ко»,2013.-544с
Материалы периодической печати
- Аминов С.С., Ратушный А.С. «Влияние пищевых добавок на организм человека»// ж. «Спрос» №1-2, 2013г.
- Ахмедова Д.К., Корячкина С.Я. «Использование пищевых добавок для замедления черствения хлебобулочных изделий».//ж. «Товароведа продовольственных товаров» №2, 2013г.
- Карагодин В. П., «Пищевые добавки в продуктах питания.//ж. «Товароведение продовольственных товаров» №4 2013г