Категория: Практическая лаборатория
Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая памяти А.А. Ахматовой
Всего прочнее на земле – печаль.
И долговечней царственное слово.
А.А. Ахматова
Задачи: — проследить жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой,
— убедить участников гостиной, что «ахматовское время не умирает»,
— способствовать извлечению нравственных уроков из биографии А.А. Ахматовой,
— постараться вызвать восхищение личностью поэтессы,
— предоставить возможность обучающимся испытать свои творческие силы, степень своего воображения.
Оформление:
- Копия портрета А.А. Ахматовой (работы Ю. Анненкова, К.С. Петрова-Водкина);
- Высказывания писателей -современников Ахматовой, о ней и ее творчестве.
«Ее песни своей неугасаемой печалью будят какую-то тревогу и учат мудрости. Это не безотрадный пессимизм, а именно печаль, просветленная большой любовью к жизни и человеку» (С. Городецкий).
«Есть на тебе печать Господня,
…кажется, в церковной тишине
Тебе назначено стоять».
1913 г. (О. Мандельштам)
«Ужели и титане гибкой
Все муки Данта суждены?»
1915 г. (О. Мандельштам)
«И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова – и сердце свое впридачу».
1916 г. (М. Цветаева)
«Я была в великой славе, испытала величайшее бесславие – и
И убедилась, что в сущности, это одно и тоже».
(А. Ахматова)
«Во мне печаль, которой царь Давид,
По-царски одарил тысячелетия».
(А. Ахматова о себе)
Преподаватель: А. Ахматова – крупнейший поэт Серебряного века, этическое и нравственное знамя своего времени. Её стихи были высоко оценены О. Мандельштамом, М. Кузьминым, И. Бродским и другими.
Созидательный путь А. Ахматовой охватывает более чем полвека. Это время для неё было наполнено серьёзными жизненными испытаниями, отражёнными впоследствии в её стихах. Творчество Ахматовой многогранно: она писала о любви и смерти, о поэте и поэзии, о Родине и чужбине.
Наверное, не было такой темы, которая бы ни звучала в лирике Анны Ахматовой. Перед нами предстаёт не просто развитие событий, но и насыщенные невероятным лиризмом строки, на которые откликается душа.
Сердце к сердцу не приковано,
Если хочешь — уходи.
Много счастья уготовано
Тем, кто волен на пути.
Поэтому не случайно мы собрались именно сегодня, чтобы почтить её память и заявить что она с нами, с нами её «царственное слово».
Ахматовское время не умирает.
Ахматовская совесть — по нам,
И стих её горит, не догорает,
Даруя силы новым племенам.
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Литературная гостиная открывает для вас свои двери. Мы рады встречи с вами в день памяти А. Ахматовой.
В творчестве Ахматовой отразилась сама жизнь, а творчество было её жизнью. Она верила в победоносную силу поэзии. Упорно исповедовала она свою веру во многих горделивых стихах:
Наше священное ремесло
Существует тысячи лет…
Это священное ремесло в глазах Ахматовой тем и драгоценно, что уже столько веков несёт человечеству свет, что великая поэзия бессмертна.
Звучит музыка Ф. Шопена – прелюдия ля мажор
Чтец : Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор — к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней — царственное слово.
Поэт говорит о победительной долговечности слова:
Чтец: Этой ивы листы в девятнадцатом веке увяли…
Чтобы в строчке стиха серебриться свежее стократ,
Одичалые розы пурпурным шиповником стали,
А лицейские гимны все так же заздравно звучат.
Совсем маленькой девочкой она писала стихи. И отец в шутку называл её поэтом. Непокорная и чересчур свободолюбивая, она в семье была очень любима, но не пользовалась большим доверием. Все считали, что она может наделать много хлопот: уйти на долгое время из дома, не сказав никому не слова, или уплыть далеко-далеко в море, вскарабкаться на крышу – поговорить с луной.
Бетховен — Тишина
Чтец: Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Представим, что она сегодня с нами.
Ахматова: Я родилась в один год с Чарли Чаплином, «Крейцеровой сонатой» Толстого, Эйфелевой башней и, кажется, Элиотом. В это лето Париж праздновал столетие падения Бастилии.
Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север — в Царское Село. Там прожила до шестнадцати лет. Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Читать училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже научилась говорить по-французски.
Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровой Мотовиловой, её мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой, чью фамилию, не сообразив, что собираюсь стать русским поэтом, я сделала своим литературным именем.
Ведущий: Первое стихотворение Ахматова написала, когда ей было одиннадцать лет. Стихи начались для неё не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение порфирородного отрока») и Некрасова («Мороз, Красный нос»). Эти вещи знала наизусть её мама. Училась Анна в Царскосельской женской гимназии. Далее поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве.
В 1912 году проехала по Северной Италии (Генуя, Пиза, Флоренция, Болонья, Падуя, Венеция). Впечатление от итальянской живописи и архитектуры было огромно и в 1912 году вышел её первый сборник стихов «Вечер». Стихотворение сборника «Песня последней встречи», по мнению исследователей творчества А.А. Ахматовой, сделало поэтессу известной.
Ведущий включает романс : Песня последней встречи
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала — их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый —
И я тоже. Умру с тобой!»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
К. Чуковский: Вся Россия запомнила ту перчатку, о которой говорит у Ахматовой отвергнутая женщина, уходя от того, кто оттолкнул ее.
Одна из главных тем лирики Ахматовой — любовь, встречи и разлуки, преданность и измена, радость и тоска одиночества — все эти чувства, понятные каждому, позволяли увидеть в ее стихах душу женщины, ощутить всю силу ее тоски, понять образ поэта.
Стихи Ахматовой о любви необычайно выразительны:
Чтец: О нет, я не тебя любила,
Палима сладостным огнем,
Так объясни, какая сила
В печальном имени твоем.
Её философия — философия любви и искренности, поэтому так притягательны пленительные ахматовские строки.
Стихотворение Ахматовой «Я пришла к поэту в гости…» вызывает размышления о сложных отношениях двух великих поэтов Серебряного века. Он, красивый, загадочный, романтичный, вечный поклонник «Прекрасной Дамы». И она, сдержанная, нежная, гордая, умеющая любить и ценить дружбу. Две духовно богатые натуры. Хочется ещё и ещё раз перечитать стихи Ахматовой и Блока…
Бетховен – Тишина
Чтец: Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.
И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом…
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!
У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.
Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.
Стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…» — блестящий образец её любовной лирики, для которой характерна, как правило, неразрешимость любовного конфликта, особая острота чувств и в то же время зримость, выстраданность переживаний.
Рахманинов – Ноктюрн
Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
А. Твардовский: Поэзия Ахматовой — это прежде всего подлинность, невыдуманность чувств, поэзия, отмеченная необычайной сосредоточенностью и взыскательностью нравственного начала. И ее, между прочим, никак нельзя назвать исключительно поэзией сердца. В целом это лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи, хотя бы и отраженной в этом дневнике далеко не во всей полноте и значительности.
Каждое поэтическое произведение Анны Ахматовой – своеобразный лирический роман-исповедь поэтессы, в котором она говорит со своим читателем с позиции женщины, раскрывая неповторимость женской души.
Н. Недоброво, анализируя стихотворение сборника «Настоящую нежность не спутаешь…», писал, что ахматовская «речь проста и разговорна до того, пожалуй, что это и не поэзия…»:
Бах – Нежность
Чтец: Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мне плечи и грудь в меха.
И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви.
Как я знаю эти упорные
Несытые взгляды твои!
Ведущий: Если говорить о музыкальных пристрастиях Ахматовой, надо в первую очередь отметить её особую склонность к полифонистам XVII и XVIII веков. Она любила Вивальди, но больше всех Баха.
У Моцарта из того, что она знала, она больше всего любила Реквием и часто просила играть её Масонскую Траурную музыку. Всегда узнавала музыку «Дон Жуана».
Из русских опер она знала и любила по-настоящему «Хованщину» и «Пиковую даму».
Лучшим русским романсом она считала «Для берегов отчизны дальней» Бородина, прекрасными – «Пророк» Римского-Корсакова и «Сирень» Рахманинова. «Многое уйдёт, а сирень останется», — говорила она.
Ахматовой было 25, когда в её изысканный, наполненный красотой, любовью, литературой, служением Музе мир ворвалась война.
Самой главной любовью в жизни А. Ахматовой была любовь к родной земле.
Очень заметно изменилась поэзия Ахматовой во время первой мировой войны, в годы суровых испытаний, тревог, лишений и смертей.
К. Чуковский: В одном из стихотворений Ахматова говорит, что готова отдать всё, что есть у неё дорогого и вытерпеть любые удары судьбы, чтобы туча над тёмной Россией стала облаком в славе лучей.
Ведущий: После революции встал вопрос об эмиграции. Уехало так много близких! Но слишком дороги оказались родная земля, родная речь.
Бетховен – Лунная соната
Чтец: Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А. Блок: Ахматова права, убежать от революции – позор!
А. Павловский: Ахматова по существу выступила как страстный гражданский поэт яркого патриотического звучания.
Ведущий: После революции несчастья следовали одно за другим. Был расстрелян Гумилёв, её бывший муж; друзья и подруги уезжали, погибали или просто пропадали. Увозят в тюрьму сына Льва. Она проводит бесконечных 17 месяцев в тюремных очередях – и пишет стихи, которые потом составят поэму «Реквием». В нём Ахматова рассказывает о тяжёлых годах, о несчастьях и страданиях людей:
Звёзды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами чёрных марусь.
Трагедия России отразилась в трагедии личной судьбы поэта. Ахматовой пришлось пережить гибель двух мужей, созерцать исковерканную судьбу сына — самой терпеть преследования. «Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне»,— пишет она.
Б. Эйхенбаум: Перед нами — конкретные человеческие чувства, конкретная жизнь души, которая томится, радуется, печалится, негодует, ужасается, молится, просит и т. д. От стихотворения к стихотворению — точно от дня к дню. Стихи эти связываются в нашем воображении воедино, порождают образ живого человека, который каждое свое новое чувство, каждое новое событие своей жизни отмечает записью. Никаких особых тем, никаких особых отделов и циклов нет — перед нами как будто сплошная автобиография.
Ведущий: Началась Великая Отечественная война. Ахматову она застала в Ленинграде. Когда-то, после революции, она не смогла покинуть Россию, теперь для неё так же немыслимо представить, что можно отдать её врагу.
Никто не заказывает ей стихи. Они пишутся по велению сердца – и сразу приобретают всенародную известность. В критическое время, под бомбёжками, она оказывается нужна – «Правда» печатает её знаменитое «Мужество», в котором судьба родной земли связывается с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощением духовного начала России:
Звук метронома
Чтец: Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
К. Чуковский: Поэзия А. Ахматовой питалась – даже в первоначальных стихах – чувством Родины, болью о родине, и эта тема звучала в её поэзии всё громче… О чём бы она не писала в последние годы. Всегда в её стихах ощущалась упорная дума об исторических судьбах страны, с которой она связана всеми корнями своего существа.
Ведущий: В 1945 году стихи Ахматовой часто появлялись в газетах и журналах, триумфально проходили её выступления в концертных залах Москвы весной 1946 года. В Колонном зале при её появлении на сцене ей устроили овацию, причём люди аплодировали стоя. В то время «вставать» тогда полагалось лишь при появлении вождя, и, может быть, поэтому последовало вскоре разгромное «Постановление…».
Чтец: Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Её стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусстве для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом, наносят вред делу воспитания нашей молодёжи и не могут быть терпимы в советской литературе.
(Постановление как ошибочное было отменено на заседании Политбюро ЦК КПСС 20 октября 1988 года.)
Ведущий: Вслед за этим Ахматова была исключена из Союза писателей, и волна уничтожающих статей прокатилась по многим газетам и журналам: «Поэзия вредная и чуждая народу», «Пустая чуждая поэзия», «Об антинародной поэзии Ахматовой».
В 1949 году был опять арестован её сын.
В 1953 году погибнет в одном из концлагерей ГУЛАГа Н. Пунин.
Ахматова посвятит его памяти проникновенные строки:
Шопен – прелюдия ля-мажор
Чтец: И сердце то уже не отзовется
На голос мой, ликуя и скорбя.
Все кончено… И песнь моя несется
В пустую ночь, где больше нет тебя.
Ведущий: На публикацию её стихов был наложен жесточайший запрет.
Умерла Анна Ахматова, великий русский поэт, в 1966 году. За год до её кончины в 1965 году ей была вручена пурпурно-серая мантия доктора литературы Оксфордского Университета.
Анна Андреевна Ахматова утвердилась в наших сердцах и утвердится ещё более в сердцах людей грядущих поколений.
Сейчас вы услышите её голос. Эта запись сделана за несколько лет до смерти поэтессы, она читает своё стихотворение «Мужество», написанное в начале войны.
Аудиозапись стих «Мужество» (читает автор)
Заключительное слово преподавателя.
Сегодня мы громогласно заявили, что время Ахматовой не закончилось с ее последним земным вздохом. Наступило время восстановления в своих правах ее поэзии.
В наши дни сбывается желание самой Ахматовой:
Пусть когда-нибудь имя мое
Прочитают в учебнике дети.
И, печальную повесть узнав,
Пусть они улыбнутся лукаво.
Использованная литература.
- Ахматова А.А. сочинения в двух томах. — М. Издательство «Цитадель», — 1996
- Воспоминания об Анне Ахматовой, М. Советский писатель,- 1991
- Городецкий С. Жизнь неукротимая. Анна Ахматова «Белая стая».
- Дмитриев А.Л. Для великой земной любви. – М. Просвещение, 1989
- Ковсан М.Л. Строки, поверенные судьбой.- Киев «Радянська школа», — 1989
- Компанцева Л.Ф. Она была поэтом. – Киев «Радянська школа», — 1989
- Мандельштам О.Э. Письмо о русской поэзии. – Тула, — 1994
- Найман А. Рассказы об Анне Ахматовой., М. Худ. Лит. 1989
- Николина Н.А. Образ Родины в поэзии Ахматовой, — М. Просвещение, 1989 № 2 ж-л РЯШ
- Павловский А.И. А. Ахматова. Жизнь и творчество. – М. Просвещение, — 1991
- Серебряный век. Мемуары., М. Известия., 1990
- Чуковский К.И. роб Ахматовой. По архивным материалам. – М., 1987 № 3 ж-л «Новый мир».
- Шилов Л. Анна Ахматова. – М., Знание,- 1989