Категория: Научно-методический дайджест
Коммуникативные характеристики имиджа педагога как совокупность модальностей культуры
Карпова Юлия Николаевна
преподаватель ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Проблема имиджа специалиста встала в последние годы довольно остро не только в сфере публичных профессий, но и в сфере гуманитарного знания – в группе профессий «Человек-Человек», среди которых особое место занимает профессия учителя. Имидж, как показывает наше исследование, далеко не исчерпывается внешними эмпативными характеристиками педагога. Он представляет собой систему, которая рождается и реализуется в бытовом и, особенно, в педагогическом общении. Можно утверждать, что имидж представляет собой педагогический и личностный феномен, являющийся компонентом культуры педагога, следовательно, подлежит формированию в структуре воспитательного процесса в условиях систем общего и профессионального образования.
Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего – либо. В случае профессионального педагогического образования это «что-либо» является предметом постоянных научно-методических дискуссий. В разное время ученые и практики считали основными функциями культуры то формирование индивидуальной идентичности, то вписывание личности в культуру общества, то развитие профессиональных и творческих способностей человека, то его субъектную самореализацию вне требований времени и образовательного пространства. И только в одном ученые и практики всегда были едины: культура – это предпосылка и результат образования человека. Кроме того, культура в приложении к профессиональной подготовке будущего педагога кроме модальностей «предусловие образования» и «целе-результативный компонент образования» выступает в качестве образовательной среды (культурно-цивилизационной среды) и как процесс постижения культуры и вхождения в нее в структуре деятельности и общения.
У всех указанных компонентов культуры педагога как целевой основы профессионального образования существует национально-территориальная база. Так, в русской педагогике существуют свои особые, отдельные от других национальных народный и этнопедагогик взаимоотношения культуры и образования. Другим важным базисом формирования профессиональной культуры педагога является опыт не только его деятельности, но и опыт общения. Рассмотрим характеристики культуры педагога с позиции необходимости и возможности формирования его эффективного педагогического общения как условия рождения, динамических изменений и реализации его профессионального имиджа.
Культура педагога включает в себя массу аспектов: профессиональную культуру, информационную, управленческую, созидающую и ментальную культуру.
Как следует из рисунка 1, педагогическое общение как основа профессионально-личностного имиджа находится в зависимости от следующих компонентов его коммуникативной культуры: педагогической направленности, коммуникативной компетентности, творческой активности.
Все эти культурные особенности педагога складываются в понятие имиджа. Каждый человек стремится понимать других и быть понятым, поэтому именно в этом ракурсе возникает интерес к проблеме имиджа, что обусловлено его значением для профессиональной и личностной успешности человека, его ролью в построении успешных коммуникаций, значимых для профессиональной самореализации.
Коммуникативные характеристики имиджа дают возможность определить продуктивность педагогического взаимодействия. Это и знания в области коммуникативных дисциплин (педагогики, психологии, риторики, логики), коммуникативные и организационные способности, способности к эмпатии, самоконтролю, культура вербального и невербального взаимодействия (правильная речь, постановка голоса, мимика, поза, жесты, визуальный контакт, просодика и экстралингвистика, такесика, проксемика).
Чем более содержательной по объему и характеру является педагогическая деятельность, тем более многогранными и разнообразными являются характеристики имиджа педагога.
Процесс образования и воспитания является созиданием, он естественным образом связан с культурой в полном смысле этого понятия, причем, в первую очередь, с динамическими ее характеристиками, одной их которых и является имидж педагога.
Указанные модальности культуры педагога могут носить в общении имидже определяющую нагрузку, либо дополняющую имидж педагога, либо являться фоном его педагогического общения. Устойчивую взаимосвязь имиджевых характеристик общения и деятельности педагога с его культурой можно определить при помощи теста коммуникативных умений Л. Михельсона, который предлагается в переводе и адаптации Ю.З. Гильбуха.
Рисунок 2. Результаты теста коммуникативных умений
По результатам тестирования, проведенного среди педагогов разного возраста и пола, работающих в СПО, можно сделать вывод, что основная их масса обладает высоким уровнем коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений (92 %). Большинство респондентов характеризуется контактностью, умением оказывать и принимать поддержку и сочувствие, правильно реагировать на справедливую критику. Небольшое количество (2%) – обладают агрессивным типом поведения, 6 % испытуемых – зависимым поведением. Однако, эти особенности поведения ни коим образом не зависят ни от пола, ни от возраста испытуемых.
На сегодняшний день культура пронизывает все сферы деятельности общества. В том числе и профессиональную деятельность, выражая ее качественную характеристику. С развитием той или иной профессии формируются профессиональные нормы и правила, соблюдение которых должно осуществляться на любом уровне профессиональной деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС СПО подготовка будущего учителя предполагает развитие его культурного потенциала, включающего владение культурой мышлении, речи, поведения, как составляющего его профессионального имиджа.
Имидж педагога порождается, изменяется и реализуется через коммуникативные функции деятельности в строгом соответствии со структурой педагогической культуры и педагогического общения учителя.
Литература:
- Горчакова В.Г. Имиджелогия. Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 335с.
- Дергачева Е.Е. Личностная автономия как предмет психологических исследований: Автореферат диссертации кандидата психологических наук. М.,2005
- Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. Учебное пособие – М.: Аспект Пресс, 2002 – 223с
- Шульга Е.Н. Когнитивная герменевтика. М., 2002