Категория: Практическая лаборатория
Классный час: «Подвиг защитников Ленинграда в Великой Отечественной войне»
«Все может родная земля:
Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.
Вот только защитить сама себя не может:
Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой»
А. Митяев
Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи:
- Дать информацию о блокаде Ленинграда.
- Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества.
- Воспитывать благодарное отношение к подвигу защитников Ленинграда.
- Пробудить у студентов чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.
Оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска, проектор, стенд с фотографиями блокадного Ленинграда.
Ход классного часа.
Песня о Ладоге. Музыка П. Краубнера и Л. Шенберга, слова П. Богданова – хор обучающихся.
Музыкальное сопровождение: «7 симфония» Д.Д. Шостаковича, звук метронома.
Преподаватель: Уважаемые преподаватели, гости, студенты! Сегодняшний классный час посвящен подвигу защитников Ленинграда. В соответствии с Указом Президента РФ «О днях воинской славы (победных днях России)» —
27 января ежегодно отмечается как день снятия блокады Ленинграда.
Ведущие классного часа: студенты
ВЕДУЩИЙ 1: Аверьянов Иван
Давно это было, больше семидесяти лет назад, но чем дальше уходят эти дни, тем меньше места в учебниках истории занимает рассказ о борьбе нашего народа против немецко – фашистских захватчиков. Но мы не имеем права забывать обо всех жертвах, принесённых нашим народом, о тяготах и лишениях военной поры, о подвигах на фронте и в тылу. И в новом, 21 веке, необходимо знать и помнить о том, что выдержали, через что прошли наши дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки.
Сегодняшний рассказ посвящен одному из самых страшных событий Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда. Мы расскажем о людях, которые, жертвуя своим здоровьем, работали в блокадные дни в библиотеках и на радио, писали музыку и стихи, сохраняли музейные ценности и которые встали на защиту родного города.
ЧТЕЦ 1:
Казалось было холодно цветам
и от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь,
к цветку приник,
И пограничник протянул
к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить,
в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром
и войной
Всего каких – то пять минут
осталось!
С. Щипачев. 22 июня 1941 г.
(Звучит голос Левитана о начале войны)
ВЕДУЩИЙ 2:
На нашу страну 22 июня 1941 года напала фашистская Германия. Адольф Гитлер отводил на захват нашей страны всего 6 недель. Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшиеся загнать в военные поселения, превратив в рабов. Долго учить детей в школах не собирались.
Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду – стереть с лица земли город Ленинград. Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолётов. Немцев поддерживала 200 тысячная финская армия «Голубая дивизия», легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии. На защиту родного города поднялись все жители. Вместе со взрослыми с врагом сражались и ленинградские мальчишки. В короткий срок Ленинград был превращен в город-крепость.
ВЕДУЩИЙ 1:
Наши войска не были готовы к жестокому напору немецко-фашистских войск. В сентябре бои уже шли на подступах к Ленинграду. Враг стремился взять город в кольцо. 8 сентября 1941 город был окружен с трех сторон, с четвертой было Ладожское озеро… Блокада… Это значит, что из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Никто не сможет приехать в город. Нет возможности пополнить запасы продовольствия: муки, крупы, масла. Невозможно вывести из города раненных, число которых увеличивалось. И днем, и ночью немецко-фашистские захватчики не прекращали обстреливать город.
Жизнь в городе становилась все сложнее. Не было электричества, воды. Голодным, истощенным людям приходилась добираться до Невы и черпать воду прямо из реки.
ЧТЕЦ 2:
А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы, тишина…
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
одних полозьев жалоба слышна.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
в кастрюлях воду голубую возят,
дрова и скарб умерших и больных…
Так с декабря кочуют горожане
за много верст, в густой, туманной мгле,
в глуши слепых, обледеневших зданий,
отыскивая угол потеплей.
Вот женщина ведет куда-то мужа.
Седая полумаска на лице,
в руках бидончик – это суп на ужин.
Свистят снаряды, свирепеет стужа…
«Товарищи, мы в огненном кольце».
А девушка с лицом заиндевелым,
упрямо стиснув почерневший рот,
завернутое в одеяло тело
на Охтинское кладбище везет.
Везет, качаясь, — к вечеру добраться б…
Глаза бесстрастно смотрят в темноту.
Скинь шапку, гражданин!
Провозят ленинградца,
погибшего на боевом посту.
Скрипят полозья в городе, скрипят.
Как многих нам уже недосчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
что слезы вымерзли у ленинградцев.
Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало.
Нам ненависть заплакать не дает.
Нам ненависть залогом жизни стала:
объединяет, греет и ведет.
О. Берггольц.
Февральский дневник
ВЕДУЩИЙ 1:
Таяли запасы продовольствия, сокращалось количество выдаваемых продуктов. Не было света, тепла, но необходимо было бороться. Голодные люди вставали к станкам, заводы должны были выпускать снаряды, ремонтировать танки и орудия. Люди работали, часто падая и умирая прямо на рабочем месте. За 6 месяцев 1941 года ленинградцы выпустили 713 танков, 480 бронемашин, 2405 полковых и 648 противотанковых пушек, около 10 тысяч минометов, свыше 3 млн. снарядов и мин…
Комсомольцы дежурили на крышах во время бомбежек, засыпая песком зажигательные снаряды, ходили по квартирам, разыскивая оставшихся без родителей маленьких детей.
Голод, холод, варварские артиллерийский налеты, бомбежки… Но после ожесточенных боев стало ясно, что ленинградцы не собираются сдаваться. Были сокращены нормы выдачи хлеба. Рабочие получали по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм.
Стандартная буханка имела такой состав:
63% — ржаная мука,
4% — льняной жмых,
8% — овсяная мука,
4% — солевая мука,
12% — солодовая.
Вкусовые качества хлеба ухудшились, т.к. запасы ячменной муки полностью были израсходованы. Люди умирали от голода и холода у себя в квартирах. Некоторые падали прямо на улицах и замерзали. Но те, у кого оставались силы продолжали работать для фронта.
В блокадные дни к обессиленным и истощенным людям по радио обращался голос русской поэтессы Ольги Берггольц:
ЧТЕЦ 3:
… Я говорю с тобой под свист
снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна…
Кронштадтский злой,
неукротимый ветер
В мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом –
смертная угроза.
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад
И, если завтра будут баррикады —
Мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут
рядом,
И дети нам патроны принесут,
И надо всеми нами зацветут
Старинные знамена Петрограда.
Руками сжав обугленное сердце,
такое обещание даю
Я, горожанка, мать красноармейца,
Погибшего под Стрельною в бою:
Мы будем драться с беззаветной
силой,
Мы одолеем бешеных зверей,
Мы победим, клянусь тебе, Россия,
От имени российских матерей.
О. Берггольц
ВЕДУЩИЙ 2:
(симфония № 7 под текст ведущего)
Голодному человеку тяжелее было работать, но его работа была нужна и для фронта, и для города. Работа помогала выжить. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки и рабочие трудились в невыносимых условиях. Голодные, изможденные они по 12-14 часов не выходили из своих цехов и вносили свой вклад в разгром врага.
9 августа 1942 года в зале Ленинградской филармонии состоялась премьера 7 симфонии Д.Д. Шостаковича. Симфония звучала не только как вызов врагу, но и как предвестник победы.
«Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою 7 симфонию».
Звучит 7 симфония Шостаковича Д.Д.
Живым напоминанием о тяжких блокадных днях остались строки из дневника маленькой школьницы Тани Савичевой: «Умерли все, осталась одна Таня». С декабря 1941 года по май 1942 она вела краткие записи о том, как на ее глазах умирали родные: бабушка, дядя, мать. В 1944 году Таня умерла от дистрофии, но остался живой свидетель блокадной жизни – ее дневник, который выставлен в Государственном музее истории Санкт-Петербурга.
«Женя умерла 28 декабря 1941 года в 12.00 утра 1941 года»
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 года»
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 года»
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года»
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня 1942 года»
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 год»
После смерти родных девочка попала в детский дом. За жизнь Тани боролись два года, но спасти так и не смогли.
ВЕДУЩИЙ 1:
Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла, и ее единственная ниточка оборвалась.
Приближалась зима и озеро стало покрываться льдом. Когда лед окреп, решили проложить по нему дорогу. Дорогой жизни названа единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро, связавшая с 12 сентября 1941 года по март 1943 года блокадный Ленинград со страной. Автодорога, проложенная по льду, — Ледовая дорога жизни.
22 ноября 1941 года еще по неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой. Трещит, прогибается под машинами лед. Так и есть! Провалилась одна машина. Водитель успел выскочить, но машина затонула, а остальные прошли. Очень хотелось водителям помочь голодному городу, но перегружать машины нельзя, и к машине стали прицеплять легкие сани, на которые можно было положить дополнительный груз. Настал день, когда в Ленинграде смогли увеличить норму выдачи хлеба.
«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знаю на земле
Страшней и радостней дороги.
(О. Берггольц)
Включается отрывок из фильма «Ладога»
Все, кто обслуживали ледовую трассу, — водители, дорожники, связисты, регулировщики — работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.
(Звучит песня о Ладоге)
ПЕСНЯ О ЛАДОГЕ
Слова П. Богданова
Сквозь шторм и бури, через все преграды
Ты, песнь о Ладоге, лети!
Дорога здесь пробита сквозь блокаду,-
Родней дороги не найти!
Припев:
Эх, Ладога, родная Ладога!
Метели, штормы, грозная волна…
Недаром Ладога родная
«Дорогой жизни» названа.
Пусть ветер Ладоги поведает народу,
Как летом баржу за баржой
Грузили мы и в шторм, и в непогоду,
Забыв про отдых и покой.
Припев:
Зимой машины мчались вереницей,
И лёд на Ладоге трещал,-
Возили хлеб для северной столицы,
И Ленинград нас радостно встречал.
Припев:
И знаем мы, кровавая блокада
Исчезнет скоро, словно тень:
Растут и крепнут силы Ленинграда,
Растут и крепнут каждый день!
Припев:
Когда пройдут года войны суровой,
Залечит раны город мой,
Народ вздохнёт и песню с силой новой
Споёт о Ладоге родной.
Припев:
Эх, Ладога, родная Ладога!
Метели, штормы, грозная волна…
Недаром Ладога родная
«Дорогой жизни» названа.
Недаром Ладога родная
«Дорогой жизни» названа.
ВЕДУЩИЙ 2:
В блокадном Ленинграде, когда радио не работало, в эфире стучал метроном: быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой. В окруженном фашистами Ленинграде проводное вещание продолжалось круглосуточно. Трансляция концертов, выступления по радио известных горожан, деятелей культуры вселяли в жителей города надежду и веру в неизбежную победу над захватчиками. По окончании передач звучал метроном — его стук называли живым биением сердца Ленинграда. Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.
Звучит метронома
Уже весной 1942 года можно было с уверенностью сказать, что город выстоял, город спасен. Люди хоть и получали еще скудный паек, но перестали голодать. Они верили, что близок момент освобождения от блокады, и отдавали последние силы для приближения этого дня.
900 дней в огненном кольце, в тисках беспощадного голода, три зимы без топлива, воды и электричества, под непрерывным вражеским огнем выстояли ленинградцы. Но страшной оказалась цена – 800 тысяч погибших.
После девятисот дней и ночей 18 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано.
27 января 1944 года блокада была полностью снята.
Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали «За оборону Ленинграда».
Чтец 4: Медведев Роман
…И снова мир с восторгом слышит
салюта русского раскат.
О, это полной грудью дышит
освобожденный Ленинград!
…Мы помним осень, сорок первый,
прозрачный воздух тех ночей,
когда, как петли, часто мерно
свистели бомбы палачей.
Но мы, смиряя страх и плач,
твердили, диким взрывам внемля:
«Ты проиграл войну, палач,
едва вступил за нашу землю!»
А та зима…Ту зиму каждый
запечатлел в душе навек –
тот голод, тьму, ту злую жажду
на берегах застывших рек.
Кто жертв не предал дорогих
земле голодной ленинградской-
без бранных почестей, нагих,
в одной большой траншее
братской?!
Но, позабыв, что значит плач,
твердили мы сквозь смерть и муку:
«Ты проиграл войну, палач,
едва занес на город руку!»
Какой же правдой ныне стало,
какой грозой свершилось то,
что исступленною мечтой,
что бредом гордости казалось!
Так пусть же мир сегодня
слышит
салюта русского раскат.
Да, то мстит, ликует, дышит
победоносный Ленинград!
О. Берггольц
Преподаватель (заключение): «Можно победить любое оружие, кроме оружия духа», — говорил Наполеон. Это еще раз доказали защитники Ленинграда. Блокада Ленинграда показала, что только единство народа, его духовная крепость могут привести к Победе. Дети блокады, как и все, у кого война забрала детство, молодость, здоровье, нуждаются сейчас в нашей помощи, уважении, благодарности. Не забывайте об этом.
Список литературы
- Берггольц О. Февральский дневник — Ленинград, Кн. изд., 1976.
- Стихи Великой Отечественной. — серия «Школьная библиотека», Кн.изд., Мурманск, 1976.
- Воронов Ю. П.Блокада: книга стихов / Ю. П. Воронов. — М. : Мол. гвардия, 1982.
- Сапаров А. Ф.Дорога жизни : док. повесть / А. Ф. Сапаров. — Л.: Лениздат, 1968.
- Журнал «Читаем, учимся, играем №11», 2009.
Интернет-ресурсы
http://www.9may.ru/war_press/m5596
http://spb-family.ru/history/history_15.html