ВЫПУСК 1

Воспитание компетентной личности - приоритет государства

Тематический классный час «День защитника Отечества»

3915
Автор:
Категория: Практическая лаборатория

Пояснительная записка

Цель данной методической разработки заключается в оказании методической помощи преподавателям СПО в проведении тематического классного часа, посвященного «Дню защитника Отечества» при подготовке и проведении открытых классных часов с демонстрацией мультимедийных презентаций, как активной формы проведения мероприятия.

Основные задачи данной методической разработки:

— способствовать повышению эффективности профессионального самообразования преподавателей СПО в ходе подготовки к проведению тематических классных часов;

— способствовать оформлению и распространению передового педагогического опыта;

— оказать методическую помощь при разработке проекта тематических классных часов.

 

Подготовительный этап

Процесс подготовки к открытому классному часу на тему: «День защитника Отечества».

  1. Планирование классным руководителем хода занятия, определение его целей и задач. На этом этапе подробно разрабатываются элементы занятия и приемы активизации деятельности студентов.
  2. Подбор материала к мероприятию. Классный руководитель изучил соответствующую литературу по теме в библиотеке ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж», производился поиск нужной информации в Internet, а также были изучены методические рекомендации по организации проведения классных часов.
  3. Подбор стихотворений, иллюстрированного материала, музыкального сопровождения. Были использованы Internet – ресурсы для подготовки слайдов для каждого этапа занятия, затем слайды скомпонованы в единую презентацию. Подбор стихотворений, видео и музыкального сопровождения осуществляли сами учащиеся.
  4. Подготовка ТСО. Проверено наличие оборудования: ПК, проектора, экрана.
  5. Работа со студентами. Классный руководитель проверил готовность участников представления.

План мероприятия

Тема: «День защитника Отечества».

Цели:

  1. Воспитание уважительного отношения к представителям мужской половины человечества, культуры взаимоотношений между юношами и девушками.
  2. Формирование гражданско-патриотической позиции, социальной ответственности, проявляющихся в заботе о благополучии своей страны, региона, колледжа, окружающих людей.
  3. Соблюдение норм коллективной жизни, опирающееся на уважение к закону, к правам окружающих людей.

Вид мероприятия: классный час.

Социальная роль: нравственная, духовная.

Место проведения: аудитория 308.

Время проведения: 45 минут.

Оформление и оборудование: ПК, проектор, экран.

Участники: студенты группы 31 Л.

 

Методика проведения

1.Особенность организации данного открытого мероприятия в том, что уже на подготовительном этапе студенты участвуют в подборе литературного и музыкального материала, распределяют роли, это формирует у них ответственность за проведение классного часа.

  1. Классный час открывается приветственным словом классного руководителя о значении праздника «День защитника Отечества» в России.
  2. Сообщается тема, цели проведения мероприятия – это делается для восприятия целостности классного часа студентами, а также дисциплинирует их.
  3. Общие рекомендации. Мероприятие состоит из нескольких частей, каждая из которых развивает патриотизм, гражданскую ответственность. При раскрытии темы классного часа классному руководителю рекомендуется использовать не только теоретический материал, но и стихотворные включения, иллюстрации в виде слайдов.

В процессе проведения мероприятия важно опираться на базовые знания студентов, приобретенные ими при изучении истории, обществознания.

 

Сценарий тематического классного часа

«День Защитника Отечества»

Цели

  1. Воспитание уважительного отношения к представителям мужской половины человечества, культуры взаимоотношений между юношами и девушками.
  2. Формирование гражданско-патриотической позиции, социальной ответственности, проявляющихся в заботе о благополучии своей страны, региона, колледжа, окружающих людей;
  3. Соблюдение норм коллективной жизни, опирающееся на уважение к закону, к правам окружающих людей.

Оборудование: компьютер, проектор.

Форма проведения

Открытый классный час с мультимедийными презентациями.

Предварительная подготовка

Классный час подготовили: классный руководитель, студенты гр. 31Л: двое ведущих — юноша (Филичев Михаил) и девушка (Курвина Регина);

Доклад с презентацией на тему «День защитника Отечества» – Сквознов Никита, Лоськов Роман;

Викторина, конкурсная программа – Сарафанов Владимир;

Сообщение с презентацией «О службе в Вооруженных силах» — Ящкин Ян;

Стихи — Пустовая Ксения.

Ход классного часа

  1. Вступительная часть.

Вступительное слово: Классный руководитель.

Уважаемые студенты, на этой неделе в нашей стране празднуется День защитника Отечества. В этот день принято поздравлять всех военных, тех, кто уже отслужил (в нашей группе – это Ящкин Ян) и тех, кому еще только предстоит служить в Вооруженных силах. Поэтому сегодня, накануне Дня защитника Отечества, я хочу поздравить всех юношей нашего группы и пожелать им здоровья, успехов в учебе, в будущей трудовой деятельности и всего самого хорошего! Чтобы стать настоящим защитником Отечества, чтобы принести максимальную пользу своей стране, своему народу, нужны упорство, целеустремленность, трудолюбие, нужно много работать над собой, развивать свои способности и таланты. Сегодня мы предоставим каждому молодому человеку слово. Каждый сможет показать себя, рассказать о своих успехах, о том, как он воспринимает праздник. В будущем нашим юношам предстоит служба в Вооруженных силах, где пригодятся их таланты и увлечения, знания. Итак, сегодня мы заслушаем сообщения, которые приготовили для нас юноши и девушки. Главное правило сегодня — не скупиться на аплодисменты. Я думаю, что это правило никто нарушать не будет. Предоставляю слово нашим ведущим (Филичеву Михаилу, Курвиной Регине).

  1. Основная часть

Ведущая: Курвина Регина

Здравствуйте, дорогие друзья и наши гости! Сегодня мы собрались накануне Дня защитника Отечества.

Проходят годы и столетья,

Исчезнуть могут города.

Меняться может все на свете,

Но наша память — никогда!

Сегодняшнее мероприятие посвящено Дню защитника Отечества. Этот праздник был установлен в 1919 г. как День Красной армии. С 1946 г. он стал именоваться Днем Советской армии и Военно-Морского флота. В настоящее время 23 февраля отмечают как День защитника Отечества в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О днях воинской славы России», принятым 10 февраля 1995 г. По решению Государственной думы Российской Федерации с 2002 г. 23 февраля является нерабочим днем.
День защитника Отечества — это профессиональный праздник военных. Впрочем, этот праздник давно перестал быть просто профессиональным. Он превратился в праздник всех мужчин, мальчиков. Мужчина всегда должен быть сильным, мужественным, способным защитить свою семью и Родину вне зависимости от того, военный он или нет

Ведущий:  Филичев Михаил

Значение 23 Февраля в СССР

В 1938 году в свет вышел «Краткий курс истории ВКП(б)», написанный Иосифом Сталиным. Суровый вождь ни разу не упомянул о ленинском Декрете. Власти окружили эту дату мифами о первых значимых успехах, утверждая, что 23 февраля 1918 года красноармейцы одержали решительные победы под Нарвой и Псковом. По всей вероятности, так пытались уничтожить факты поражений и подписание германского ультиматума.

С 1946 года полюбившийся жителям огромной страны праздник стали назвать Днем Советской Армии и Военно-Морского Флота. Традиционно в этот день чествовали всех военных, к которым после войны мог отнести себя практически каждый гражданин. Постепенно с праздником начали поздравлять всех мужчин, даже тех, кто никогда не служил в армии.

В 1995 году Государственная дума приняла Закон о днях воинской славы в России. Этим указом 23 февраля обрело новое наименование — День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии в 1918 году — День защитника Отечества. Однако это длинное название, мало соответствующее действительным фактам, продержалось всего лишь несколько лет.

В 2002 году Государственная дума приняла постановление о переименовании 23 февраля в День защитника Отечества и объявила его нерабочим днем. Этим указом из описания праздника была стерта связь с победами Красной Армии над кайзеровскими войсками, как факт, несоответствующий действительности.

      Современный День защитника Отечества не лишен военной окраски.    Война и память! У войны страшное лицо, лицо ужаса, лицо боли, лицо страданий. У памяти светлое лицо и благородное!

1941- 1945 г. — Великая Отечественная война. Даже несколько цифр из ее истории говорят, что это было великое испытание для нашего народа. 14 тысяч убитых ежедневно, 600 человек в час, 10 — в минуту, миллионы могил на 2500 км — это 15 человек на каждые 2 метра земли.

К.Симонов. Стихотворение о войне – читает Пустовая Ксения

За пять минут уж снегом талым

Шинель запорошилась вся.

Он на земле лежит, усталым

Движеньем руку занеся.

Он мертв. Его никто не знает.

Но мы еще на полпути,

И слава мертвых окрыляет

Тех, кто вперед решил идти.

В нас есть суровая свобода:

На слезы обрекая мать,

Бессмертье своего народа

Своею смертью покупать.

Ведущая: Курвина Регина

       Сегодня этот праздник считают своим все, кто имеет любое отношение к защите страны или своей семьи. Это праздник доблести, мужества, чести и любви в Родине. В этот день принято поздравлять мужчин всех профессий и возрастов, в том числе самых юных, которым только предстоит когда-то встать на защитные рубежи.

Нельзя забывать и о том, что среди прекрасной половины тоже есть немало женщин, которые, рискуя своей жизнью, защищают соотечественников от различных опасностей и катаклизмов. 23 Февраля чествуют не только мужчин, но и женщин.

Традиционные поздравления от руководства страны слышат в этот день служащие Вооруженных сил РФ, ветераны ВОВ и других боевых действий. К памятникам героических воинов возлагают венки и букеты цветов. По телевидению и радио транслируют праздничные концерты и поздравительные речи. Вечером в городах-героях, а также в населенных пунктах, где расположены штабы военных округов, флотов и общевойсковых армий, небо освещают праздничные салюты.

Доклад с презентацией «День защитника Отечества» —  Лоськов  Роман, Сквознов Никита

Ведущий: Филичев Михаил

Всегда день 23 февраля был праздником мужчин. И сегодня мы славим защитников (в т.ч. и будущих) нашего Отечества

Ведущая: Курвина Регина

У нас в группе есть один человек, который уже прошел военную службу.

Сообщение с презентацией «О службе в Вооруженных силах» — Яшкин Ян

Викторина – ведущий Сарафанов Владимир

Как назывался праздник 23 февраля, отмечаемый в период с 1946 до 1993 год?

Ответ: «День Советской Армии и Военно-Морского флота»

С какими историческими событиями связан праздник 23 февраля?
Ответ: с первыми боями Красной армии против германских войск в феврале 1918 года

Назовите известных русских военачальников.
Ответ: Суворов, Кутузов, Будённый, Чапаев, Блюхер, Жуков, Василевский, Конев, Говоров, Рокоссовский.

Как в старину называли войско?
Ответ: рать

Когда появилось первое огнестрельное оружие у древнерусских воинов?
Ответ: Пушечное – с 1389 года, а с XV века — ручное. Ручной самострел – трубка, порох в которой воспламенялся с помощью огневого запала.

Что означает слово «пострел»?
Ответ: озорник, сорванец

Какие старинные предания, сказы, мифы, легенды о военных походах вы знаете?
Ответ: «Песнь о Вещем Олеге», «Илья Муромец», «Сказания о славной Куликовой битве», «Сказы про Степана Разина», «Как гуси Рим спасли», «Князь-воин Святослав и его походы».

Что такое рогатина?
Ответ: славянское тяжёлое копьё для рукопашного боя или для охоты на крупного зверя

Что за предмет «латы»?

 Ответ: металлические доспехи, броня, надеваемая для защиты от холодного оружия

Кто такой капрал?
Ответ: начальник команды, воинское звание младшего командного состава

Как в древней Руси называли начальника войска, а также области, округа?
Ответ: воевода.

Быстро ответьте на следующие вопросы:

  1. Название какого огнестрельного оружия начинается нотой? (Револьвер.)
  2. Название какой форменной одежды состоит из названия морского животного и хвойного дерева? (Китель.)
  3. Какой город в США имеет воинский чин ? (Маршалл.)
  4. Кто автор крылатого выражения: “Пришел, увидел-победил!”?(Юлий Цезарь.)
  • Кто четыре раза был удостоен звания Героя Советского Союза? (Жуков.)

Конкурсная программа.
 1.Рыбалка.

Каждому участнику выдаётся удочка – палка, к концу которой привязан карандаш или ручка. Участники с завязанными глазами должны попасть удочкой в банку с водой. Друзья участников помогают им и подсказывают, куда нужно направлять «удочку».

2 Замени фразу.
А теперь проверим вашу эрудицию. Нужно заменить фразу одним словом, которое будет заканчиваться на — ец.
1. Школьная сумка. (Ранец.)
2. Горькое растение. (Перец.)
3. Остался без жены. (Вдовец.)
4. Умный человек. (Мудрец.)
5. Не самка. (Самец.)
6. Скрывается от преследования. (Беглец.)
7. Торговал на Руси. (Купец.)
8. Делает подковы. (Кузнец)
9. Венчает дело. (Венец.)

10.Читает стихи (Чтец)

3 Составь пословицу.
Каждая команда получает по два конверта. В одном конверте – начало пословицы, в другом –окончание. Ваша задача – составить пословицу на военную тему:
1. Закон бойца – стойкость до конца
2.Знамя части – святыня
3. Пошёл в разведку – бери всё на заметку
4. В бою рождаются герои
5. Испуган – наполовину разбит
6. Каков полк, таков о нём и толк
7. Офицер – бойцам пример
8. Только того бьют, кто боится
9. Чистые сапоги быстрее ходят
10. Враг рыщет – в душу лазейку ищет

4. Противогаз.
В армии каждый солдат должен уметь при необходимости быстро надеть противогаз, чтобы спасти свою жизнь. От команды приглашается по одному человеку. Кто быстрее справится.

5. По старшинству.
Распредели воинские звания по старшинству.
рядовой
ефрейтор
младший сержант
сержант
старший сержант
старшина
прапорщик
старший прапорщик
лейтенант
старший лейтенант
капитан
майор
подполковник
полковник
генерал-майор
генерал-лейтенант
генерал-полковник
маршал

6. Собери волю в кулак
Заранее однокурсникам объявляется, что в следующем конкурсе им нужно будет собрать волю в кулак. После этого, каждому участнику выносится лист газеты. Нужно одной рукой скомкать этот лист в кулак. Первый выполнивший задание побеждает.
7. Трудное положение
Солдатам нередко приходится оказываться в непростых ситуациях, выпутываться из них. Игроку из каждой команды завязывают руки сзади. На пол перед каждым высыпают коробок спичек. Задача участников собрать спички как можно быстрее.

Ведущая: Курвина Регина

Наши дорогие мальчики, мы вам желаем, стать сильными, смелыми, храбрыми, защищать слабых, стать достойными защитниками нашей Родины!

Я с 23 февраля

Тебя хочу сейчас поздравить,

И пожелать, любви, добра,

Ну и еще хочу добавить,

Мой Одногруппник, сильным будь,

Чтобы тебя враги боялись,

И уважали все друзья,

И все тобою восторгались!

И в этот день прекрасный, зимний,

Я — поздравляю тебя!

Одногруппник мой любимый,

С 23 февраля!

Пусть сбываются надежды,

Исполняются мечты,

И, конечно, чтоб счастливым

Был всегда парнишка ты!

Одногруппник дорогой мой, с 23 февраля,

От души в эту минуту поздравляю я тебя!

Желаю мужества, удачи,

Решения всех твоих задач и

Всегда ты будь таким –

Милым, добрым, озорным,

Хорошо все в жизни будет пусть,

И неведома тебе будет грусть!

Вручение подарков и призов

  • Заключение

Классный руководитель: Завершая разговор, мне хочется верить, что сегодня вы поняли, что День Защитника Отечества является государственным праздником всего русского народа, народа – творца, народа – труженика, народа – победителя

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Типовое положение об учреждении среднего профессионального образования № 543, 2008 г.
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
  4. Боброва Л. В. Классные идеи для классного руководителя. Методические разработки для классных руководителей и организаторов внеклассной работы. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. — 416 c.
  5. Дереклеева Н.И. и др., Справочник классного руководителя. – М.: «ВАКО», 2005.
  6. 6.Еникеева Д. М. Настольная книга классного руководителя. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. — 288 c.
  7. Женило М. Ю. Правовые классные часы для старшеклассников и учащихся лицеев. Ростов н/Д : Феникс, 2006. — 320 c.
  8. Попова С.И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя. — М.: Педагогический поиск, 2005. — 176 с.
  9. Тыртышная, М.А. 50 идей для классного руководителя: практическая копилка педагога / М. А. Тыртышная. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 218 с.
  10. Черноусов Ф.П. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании. – М.: Центр педагогического воспитания. 2007.
Тематический классный час «День защитника Отечества»