ВЫПУСК 1

Воспитание компетентной личности - приоритет государства

Растим единомышленников

214
Автор: Федина Татьяна Львовна, преподаватель ГБПОУ "Нижегородский Губернский колледж"
Категория: Научно-методический дайджест

 

 «В человеке все должно быть прекрасно:

и лицо, и одежда, и душа, и мысли…»  

А.П.Чехов

Вопрос воспитания один из самых сложных, да и результаты видны не сразу, а то и совсем не заметны.    «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иные даже думают — легким, – и тем понятнее и легче кажется оно, чем меньше человек с ним знаком, теоретически или практически»,- читаем мы у К.Д.Ушинского.    «Вверяя воспитанию чистые и впечатлительные души детей, вверяя для того, чтобы оно провело в них первые и потому самые глубокие черты, мы имеем полное право спросить воспитателя, какую цель он будет преследовать в своей деятельности, и потребовать на этот вопрос ясного и категорического ответа»     К.Д.Ушинский

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека,  удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Какие же цели должен поставить перед собой классный руководитель?

Формирование личности нового социокультурного типа, а именно:

  • гуманной, постигающей и понимающей высокую ценность человеческой жизни;
  • духовной, обладающей развитыми потребностями в познании окружающей действительности;
  • самосовершенствующейся, находящейся постоянно в поиске смысла жизни и жизненной позиции, общении с искусством, понимании собственного «Я»;
  • творческой, с развитым интеллектом;
  • прагматической, владеющей новыми технологиями и умениями (предпринимательство, компьютерная грамотность).

Что такое гуманная личность?

Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова — «ГУМАНИЗМ»

  • гуманизм, мн. нет, м. (от латин. humanus — человеческий) (книжн.). 1. Идейное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности и мысли от оков феодализма и католицизма (истор.). 2. Просвещенное человеколюбие (устар.).

Гуманизм – если проще всего – бережное отношение к человеку, это сочувственное и уважительное отношение к человеку как таковому, независимо от его отличий от других  (например, от принадлежности к тем или иным социальным группам, истинно или неистинно верующих, неверующих, элите, партиям, национальностям, полу и всему подобному).

Невозможно научить любить и уважать весь мир, но добиваться уважительного отношения к тем, кто тебя окружает, кто с тобой рядом – необходимо. Поэтому первостепенная задача классного руководителя – формирование студенческого коллектива.

Мы были первыми счастливчиками, которым повезло побывать в студенческом лагере первокурсников. Два дня, проведенные бок о бок с одногруппниками, классными руководителями, студентами 1-х курсов других специальностей, дают основу хорошим отношениям лучше, чем месяц ежедневных лекций на тему: «Что такое дружба».

И расставаться уже не хотелось. 146 группа начинала свой учебный день задолго до звонка: кипел чайник,   пахло кофе, лились бесконечные беседы обо всем на свете. И это общение не заменит целая система тематических классных часов.

Эту удивительную тягу к беседам за столом (вероятно, сохранение русского менталитета – склонность к застолью) нужно использовать. Поэтому первый большой классный час был назван «День пирога». Была еда, песни под гитару, приглашенные педагоги. Дружба крепла.

Дети на базе 9 классов на удивление профессионально мотивированы. Может быть, поэтому с таким удовольствием провели они Новогоднюю елку для шестиклассников из  школы №. 187. Удовольствие получили и гости, и хозяева. А подготовка к празднику позволила выделить настоящих лидеров группы.

А когда весной на стене в нашем кабинете появилась надпись: «Весна идет, весне дорогу», украшенная бабочками, я поняла, что колледж стал домом, родным и любимым.

Но лучший подарок я получила в мае: костер с моим именем, а вокруг него кирпичики с именами студентов. Да еще оберег, сделанный своими руками. Ну, маленькие еще, зато искренние!

Сложный период адаптации к новым условиям существования ждал нас в сентябре: переезд в главное здание. Но он, на удивление, был недолгим. Больнее всего студенты переживали отсутствие большого перерыва (спокойная еда и неторопливая беседа). Но красота здания, бурная студенческая жизнь компенсировали это с лихвой.    А посиделки с кофе сохранялись до самого конца, до последнего звонка.

Духовность человека — это богатство мыслей, сила чувств и убеждений.

  • ДУХОВНОСТЬ, духовности, мн. нет, жен. (книжн. устар.). Отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа (в 1 знач.).

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ДУХО́ВНОСТЬ, -и, жен.Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

                   Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 

                                                                           1949-1992.

Духовность. преобладание духовных, нравственных и интеллектуальных интересов. Этого нам не занимать.

Многие студенты группы готовы участвовать во всех мероприятиях, проводимых в колледже. Потому что и сами эти мероприятия интересны, но увлекает подготовка к ним, когда заняты все вместе.

Особо хочется отметить участие в проекте «Путь в профессию».  По сложившейся на школьном отделении традиции преподаватели – активные участники всех действ. Но когда среди участников студенты увидели директора, Наталью Михайловну Катышеву,  и ее заместителя по учебной работе, Ольгу Юрьевну Овчинникову, – восторгу не было предела.

Очень прониклись к творчеству К.Д.Ушинского: готовили презентацию, но особенно меня порадовало мероприятие, круглый стол, за которым обсуждалась современность идей Ушинского. Очень творчески и по-деловому отнеслись они к этому. (например, говорили о вредных привычках, о личности педагога, о цели в жизни, о воспитании)

Группа была набрана по конкурсу – 2 чел на место. И это заметно: половина группы училась только на «4» и «5». Многие показали себя как личности творческие: Надя Власова – поет, Аня Орфанова – участник огненного шоу, Вика Кирьянова, Аня Матвеева, Саша Кашина, Ира Самедова – танцуют, хотят создать свой коллектив современного танца, Оля Головина пишет стихи, Костя Матвеев увлекся фотографией.

Процесс воспитания осуществляют все педагоги. Все по-разному: кто ласкою, кто сказкою, кто требовательностью и суровостью воздействуют на юные сердца и души. Как феи из сказки, дают принцессам  кто что может. А они берут. Не сразу, но берут. И начинают играть уже по нашим правилам. Становятся коллегами, единомышленниками. Теперь это можно точно сказать: почти все учатся в педагогических ВУЗах, многие работают педагогами.

Растим единомышленников