ВЫПУСК 1

Воспитание компетентной личности - приоритет государства

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УБЕЖДЕНИЯ КАК МЕТОДА ВОСПИТАНИЯ

4192
Автор: Алаева Светлана Борисовна, преподаватель ГБПОУ "Нижегородский Губернский колледж"
Категория: Научно-методический дайджест

Рассматривая педагогический процесс как целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, обеспечивающее формирование личности в соответствии с общественным идеалом, мы неизбежно сталкиваемся с вопросом о конкретных методах решения воспитательных задач.
Метод воспитания (от греч. «методос» — путь) — это путь достижения заданной цели воспитания. Применительно к практике можно сказать также, что методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Выбор методов осуществляется в соответствии с педагогическими целями (оперативными, тактическими, стратегическими), которые ставятся с учётом специфики общественно-воспитательной среды, возраста, индивидуально-типологических особенностей учащихся, уровнем воспитанности конкретных коллективов.
Практика воспитания использует, прежде всего, те пути, которыми вели своих учеников воспитатели, жившие прежде нас (в том числе К.Д. Ушинский). Знание методов и приемов воспитания, умение правильно их применять — это одна из важнейших характеристик уровня педагогического мастерства.
Для практической работы педагога больше всего подходит следующая классификация методов воспитания.
1. Методы формирования сознания личности (методы убеждений), с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (методы упражнений), с помощью которых организуется деятельность испытуемых и стимулируются позитивные мотивы.
3. Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивации, оценки и самооценки, наказания и поощрения).
Структура данной системы методов воспитания представлена на схеме.

alaeva_1

Методы формирования сознания личности
Первый этап правильно организованного воспитания — знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания значения этого качества. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования сознания личности.
В учебных пособиях прежних лет методы этой группы назывались короче и выразительнее — методами убеждения, поскольку главное их назначение — формирование устойчивых убеждений. По словам К.Д. Ушинского, «…главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а ни убеждение лично действовать только убеждением» (т.2, с.28). Не знания, а убеждения стимулируют поступки учащихся, поэтому не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания.
К.Д. Ушинский выделяет несколько путей формирования убеждения:
1. Научно-педагогические знания на философско-психологической основе.
2. Педагогическая литература.
3. Личная убеждённость учителя.
«Педагог-просветитель возлагает большую надежду в формировании убеждений на литературу и правильно налаженную подготовку учителей», отмечает К.Д. Ушинский. Он делает заявление от 10 апреля 1859 года в Министерство народного образования об издании критико-философского, педагогического и психологического журнала «Убеждение». Данный журнал и книга «Родное слово» способствовали формированию передовых убеждений у российских педагогов.
К.Д. Ушинский выдвигает педагогические требования к применению убеждений.
1. Высокий авторитет педагога у воспитанников.
«Убеждения, нравственные идеалы никогда не передаются с помощью приказаний, наказаний, административных мер, не навязаны волею с помощью мер чисто внешнего строгого воздействия, нотаций, выговоров».
2. Опора на жизненный опыт воспитанников.
«Убеждения и идеалы формируются на материале науки и в процессе общения наставника с детьми на основе личного нравственного примера, его твёрдых взглядов на жизнь, убеждений».
3. Сочетание убеждения и практического приучения.
4. Искренность, конкретность и доступность убеждения.
5. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных методов. В старой школе, например, для этого широко и небесполезно применялись назидательные истории, притчи, басни и другие непрямые и образные способы сообщения воспитанникам необходимых знаний. Выводы (мораль) должны были делать сами ребята. Нынешние наставники все больше включают в арсенал методов убеждения забытые библейские притчи, эзоповы и крыловские басни, назидательные рассказы К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого как средства возрождения духовных начал воспитания. Широко практикуются также рассказы на этические темы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, увещевания, внушения, инструктажи, диспуты, доклады. Сильнодействующий метод убеждения — пример.
Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации. Применяются они системно, в комплексе с другими методами. Рассмотрим наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическую беседу, диспут и метод наглядно-практического воздействия — пример.
Рассказ на этическую тему — это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у учащихся положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей. Наконец, еще одна важная функция рассказа — служить способом использования положительного примера в воспитании.
К условиям эффективности этического рассказа относятся
следующие.
1. Соответствие содержания социальному опыту учащихся.
2. Рассказ, сопровождающийся художественно-изобразительными средствами усиливает его восприятие.
3. Воздействие окружающей обстановки.
Разъяснение — метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, — ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива.
Разъяснение применяется только там и только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе: нельзя резать и разрисовывать парту, грубить, плевать и т. д. Здесь необходимы категорические требования. Разъяснение применяется: а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения; б) для выработки правильного отношения воспитанников к оп-ределенному поступку, который уже совершен (например, весь класс не пришел на урок).
В практике воспитания разъяснение опирается на внушение. Для последнего характерно некритическое восприятие учащимися педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Педагог, опираясь на эту специфику психики, использует внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания.
В практике воспитания прибегают и к увещеваниям, сочетающим просьбу с разъяснением и внушением. Действие увещевания почти целиком зависит от принятой воспитателем формы обращения. Применяя увещевание как воспитательный метод, педагог проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет веру в лучшее, в возможность достигнуть высоких результатов. Педагогическая эффективность увещевания также зависит от авторитета воспитателя, его личных нравственных качеств, убежденности в правоте своих слов и действий. Опора на положительное, похвала, обращение к чувствам собственного достоинства, чести создают необходимые предпосылки для почти безотказного действия увещевания даже в очень сложных ситуациях воспитания.
Увещевание иногда принимает форму возбуждения чувств стыда, покаяния, неудовлетворенности собой, своими поступками. Педагог не только вызывает эти чувства и заставляет воспитанника переживать их, но и указывает пути к исправлению. В таких случаях необходимо убедительно показать значение, суть негативного поступка и его последствий, создать эффективный стимул, положительно влияющий на поведение. Иногда негативное поведение бывает следствием незнания, неосведомленности. Увещевание в данном случае сочетается с разъяснением и внушением и осуществляется так, чтобы воспитанник осознал свои ошибки, исправил поведение.
Однако, укажем на одно общее предостережение для методов данной группы — при неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, увещевание, внушение могут принимать форму нотации. Она никогда не достигает цели, скорее вызывает противодействие у воспитанников, желание поступить вопреки. Нотация не становится формой убеждения.
Этическая беседа — метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон — воспитателя и воспитанников. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы — углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
Этическая беседа — метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение.
В практике воспитания используются плановые и неплановые этические беседы. Первые намечаются классным руководителем заранее, к ним ведется подготовка, а вторые возникают непреднамеренно, стихийно. Темы плановых этических бесед определяются исходя из общего содержания воспитательного процесса, уровня воспитанности и возраста учащихся.
Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий.
1. Проблемный характер беседы.
2. Отсутствие сценария.
3. Доверительная обстановка.
4. Материал для беседы близок эмоциональному опыту воспитанников.
Диспуты — это живые горячие споры на разные темы, волнующие воспитанников. Диспуты проводят на политические, экономические, культурные, эстетические, правовые темы: «О вкусах спорят», «Право быть или слыть», «Воспитанные ли мы люди?» и т. п. Диспуты ценны тем, что убеждения вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения. В основе диспута — спор, борьба мнений. Чтобы диспут дал хорошие результаты, к нему нужно готовиться. К диспуту разрабатывается 5—6 вопросов, требующих самостоятельных суждений. С этими вопросами участников диспута заранее знакомят. Иногда воспитатель может назначить участников спора. Выступления должны быть живыми, свободными, краткими. Цель диспута — не вывод, а процесс. Но нельзя допускать, чтобы диспут превращался в спор ради спора. Педагог помогает ребятам дисциплинировать мысль, придерживаться логики доказательств, аргументировать свою позицию.
Пример — воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово — второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. «Долог путь наставлений, — говорил римский философ Сенека, — короток путь примера». Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей — родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых, политических личностей.
Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание на негативное поведении людей в жизни и анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя и к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка.
Естественно, что воспитание зависит от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Сила положительного воздействия личного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно.
Литература:
1. Дошкольная педагогика / сост. Титов В.А. – М., 2002.
2. Игры – обучение, тренинг, досуг. – М., 1994.
3. Подласый И.П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Кн.2. С. 94-115.
4. Селиванова В.С. основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. – М., 2000.
5. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Т.5. – М.: Педагогика, 1990. С. 405.
6. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Т.6. – М.: Педагогика, 1990. С. 281.
7. Щуркова Н.Е. Собранье пёстрых дел. – Смоленск, 1996.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УБЕЖДЕНИЯ КАК МЕТОДА ВОСПИТАНИЯ