ВЫПУСК 1

Воспитание компетентной личности - приоритет государства

Внедрение ФГОС ТОП-50

230
Автор:
Категория: Новости образования

20171401165118

Совершенствование системы среднего профессионального образования включает подготовку кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям в соответствии лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями к 2020 году. Топ-50 востребованных и перспективных профессий будет использоваться для разработки и актуализации профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов и отдельных образовательных программ и начнет свою реализацию в 2017 году.
Нормативно-правовая база:
1. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по специальностям ТОП-50
2. Проекты примерных основных профессиональных образовательных программ по ФГОС СПО ТОП-50
3. Примерный перечень материально-технического обеспечения для реализации профессий и специальностей в соответствии с ФГОС СПО ТОП-50
4. Письмо Департамента образования города Москвы «Перечень профессиональных образовательных организаций города Москвы, в которых планируется реализовывать образовательные программы СПО по ТОП-50»
5. Письмо ФГАУ ФИРО «Об обеспечении учебными материалами профессиональных образовательных организаций по программам обучения по профессиям и специальностям из списка ТОП-50»
6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О методических рекомендациях»
Справочная информация:
В составлении итогового перечня участвовали Министерство труда и социальной защиты РФ, Министерство образования и науки РФ и Агентство стратегических инициатив (АСИ), Совет по профессиональным квалификациям Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, органы власти, объединения работодателей и профсоюзов, образовательные и другие заинтересованные организации. Минтруд РФ утвердил список 50-ти профессий, требующих среднее специальное образование, Приказом от 2 ноября 2015 года №831.
Заместитель руководителя департамента направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Жанна Кадылева рассказала о принципах составления списка самых востребованных и многобещающих профессий, требующих среднее профессиональное образование: «Мы изучили потребности компаний в кадрах. Минтруд использовал опрос, в котором приняло участие более 14 000 предприятий. Также использовалась статистика занятости в разрезе отдельных профессий. Так были выявлены профессии, которые обеспечивают массовую занятость и являются критичными для работодателей сегодня и в ближайшей перспективе. Второй источник — оценка участия компаний в подготовке кадров. Здесь нам помогли чемпионаты WorldSkills, которые показывают востребованность и перспективность отдельных профессий. Третий момент — перспективные профессии с точки зрения приоритетных направлений технологического развития, возникновения новых технологических рынков. Так, например, в списке оказались специалист по биотехнологиям и оператор беспилотных летательных аппаратов».

По этому же вопросу заместитель министра труда и социальной защиты России Любовь Ельцова отметила: «При формировании топ-50 профессий мы прежде всего ориентировались на высокотехнологичные отрасли промышленности, а также сферу услуг. При этом учитывали требования к компетенции участников конкурсов в рамках чемпионатов WorldSkills». Любовь Ельцова добавила, что в целом было рассмотрено 1620 профессий, а в рамках исследования были опрошены более 13,3 тыс. организаций, что говорит о серьёзности и монументальности исследования.
Как заметила замминистра труда Любовь Ельцова, комментируя создание вышеназванного списка, сейчас увеличивается уровень безработицы среди людей с высшим образованием, а доля безработных со средним профессиональным образованием остаётся на постоянном уровне. Из этого можно сделать вывод, что рынок труда насыщен специалистами с вузовским дипломом, а вот потребность в квалифицированных рабочих растёт с каждым днём. Да и вузовские дипломы сейчас имеют спорную значимость, ведь возросло количество коммерческих высших учебных заведений, раздающих их направо и налево. В интервью с журналистами гендиректор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин выразил своё отношение к разнице между средним и высшим образованиями: «Мне бы очень хотелось, чтобы в ближайшие несколько лет колоссальный разрыв престижности между средним профессиональным образованием и непонятно каким образованием юриста в каком-нибудь «заборостроительном» институте исчез».
Около 1/3 всех специалистов готовятся в системе среднего профессионального образования. Руководитель направления исследований портала Superjob.ru Павел Лебедев отметил, что заработная плата рабочих со средним профессиональным образованием зачастую не отличается от заработной платы работников с высшим образованием. Например, в Москве бухгалтеру с высшим образованием и имеющему более года опыт работы работодатели предлагают такую же зарплату, как и бухгалтеру со средним профессиональным образованием. Фармацевтам с таким образованием и вовсе назначают заработную плату на девять тысяч рублей больше, чем обладателям этой профессии с высшим образованием.
Всё это говорит о современной тенденции модернизировать систему среднего профессионального образования. Органы государственной власти берут курс именно на её преобразование, надеясь через несколько лет вырастить квалифицированную рабочую силу.
Большая проблема, что названия таких профессий, как сварщик, слесарь, токарь и т. п. звучат немодно и непрестижно. Никто из выпускников не скажет, что получить одну из этих специальностей — его мечта. Поэтому правительство и работодатели будут думать над яркой рекламой этих профессий, программами и презентациями, способствующими привлечению молодых людей к обучению подобным профессиям, и их массовым распространением.
Назначение составленного списка пояснил министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин: «Топ-50 профессий будет применяться, в первую очередь, органами власти, в том числе Минтрудом России и Минобрнауки России, для разработки и актуализации профстандартов, федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ». Таким образом, средние профессиональные учебные заведения смогут ориентироваться на топ-50, чтобы подготовить хороших специалистов, востребованных на рынке труда. Также, с другой стороны, благодаря списку становится ясно, в преподавателях каких дисциплин они нуждаются.

Другое важное назначение списка — помощь абитуриентам в выборе профессии при трудоустройстве. Ведь современную молодёжь интересуют перспективы карьерного роста и заработной платы, а качественного ресурса, который помог бы им определиться, рассказав про подобные аспекты, до сих пор создано не было.
Минтруд РФ обещает постоянно мониторить рынок профессий, чтобы поддерживать актуальность списка и справочника. Также в планах правительства создание единой интернет-базы, где можно будет найти информацию по следующим вопросам:
• по вопросам востребованности профессии;
• по вопросам содержания профессии;
• по вопросам возможностей трудоустройства по той или иной профессии;
• по вопросам получения определённого образования и обучения той или иной профессии;
• по вопросам требуемых той или иной профессией компетенций;
• по вопросам оценки квалификации.
Наличие подобного ресурса позволит органам государственной власти формировать различные прогнозы кадрового характера и стратегии социально-экономического развития России.

Внедрение ФГОС ТОП-50