ВЫПУСК 1

Воспитание компетентной личности - приоритет государства

Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая памяти А.А. Ахматовой

1834
Автор: Китаева Лариса Анатольевна, преподаватель ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Категория: Практическая лаборатория

 

Всего прочнее на земле – печаль.

И долговечней царственное слово.

А.А. Ахматова

Задачи: — проследить жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой,

— убедить участников гостиной, что «ахматовское время не умирает»,

— способствовать извлечению  нравственных уроков из биографии А.А. Ахматовой,

— постараться вызвать восхищение личностью поэтессы,

— предоставить возможность обучающимся испытать свои творческие силы, степень своего воображения.

Оформление:

  1. Копия портрета А.А. Ахматовой (работы Ю. Анненкова, К.С. Петрова-Водкина);
  2. Высказывания писателей -современников Ахматовой, о ней и ее творчестве.

«Ее песни своей неугасаемой печалью будят какую-то тревогу и учат мудрости. Это не безотрадный пессимизм, а именно печаль, просветленная большой любовью к жизни и человеку» (С. Городецкий).

«Есть на тебе печать Господня,

…кажется, в церковной тишине

Тебе назначено стоять».

1913 г. (О. Мандельштам)

«Ужели и титане гибкой

Все муки Данта суждены?»

1915 г. (О. Мандельштам)

«И я дарю тебе свой колокольный град,

Ахматова – и сердце свое впридачу».

1916 г.  (М. Цветаева)

«Я была в великой славе, испытала величайшее бесславие – и

И убедилась, что в сущности, это одно и тоже».

(А. Ахматова)

«Во мне печаль, которой царь Давид,

По-царски одарил тысячелетия».

(А. Ахматова о себе)

Преподаватель: А. Ахматова – крупнейший поэт Серебряного века, этическое и нравственное знамя своего времени. Её стихи были высоко оценены О. Мандельштамом, М. Кузьминым, И. Бродским и другими.

Созидательный путь А. Ахматовой охватывает более чем полвека. Это время для неё было наполнено серьёзными жизненными испытаниями, отражёнными впоследствии в её стихах. Творчество Ахматовой многогранно: она писала о любви и смерти, о поэте и поэзии, о Родине и чужбине.

Наверное, не было такой темы, которая бы ни звучала в лирике Анны Ахматовой. Перед нами предстаёт не просто развитие событий, но и насыщенные невероятным лиризмом строки, на которые откликается душа.

Сердце к сердцу не приковано,

Если хочешь — уходи.

Много счастья уготовано

Тем, кто волен на пути.

Поэтому не случайно мы собрались именно сегодня, чтобы почтить её память и заявить что она с нами, с нами её «царственное слово».

Ахматовское время не умирает.

Ахматовская совесть — по нам,

И стих её горит, не догорает,

Даруя силы новым племенам.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Литературная гостиная открывает для вас свои двери. Мы рады встречи с вами в день памяти А. Ахматовой.

В творчестве Ахматовой отразилась сама жизнь, а творчество было её жизнью. Она верила в победоносную силу поэзии. Упорно исповедовала она свою веру во многих горделивых стихах:

Наше священное ремесло

Существует тысячи лет…

Это священное ремесло в глазах Ахматовой тем и драгоценно, что уже столько веков несёт человечеству свет, что великая поэзия бессмертна.

Звучит  музыка Ф. Шопена – прелюдия ля мажор

Чтец : Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор — к смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней — царственное слово.

Поэт говорит о победительной долговечности слова:

Чтец: Этой ивы листы в девятнадцатом веке увяли…

Чтобы в строчке стиха серебриться свежее стократ,

Одичалые розы пурпурным шиповником стали,

А лицейские гимны все так же заздравно звучат.

Совсем маленькой девочкой она писала стихи. И отец в шутку называл её поэтом. Непокорная и чересчур свободолюбивая, она в семье была очень любима, но не пользовалась большим доверием. Все считали, что она может наделать много хлопот: уйти на долгое время из дома, не сказав никому не слова, или уплыть далеко-далеко в море, вскарабкаться на крышу – поговорить с луной.

Бетховен — Тишина

Чтец: Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Представим, что она сегодня с нами.

Ахматова: Я родилась в один год с Чарли Чаплином, «Крейцеровой сонатой» Толстого, Эйфелевой башней и, кажется, Элиотом. В это лето Париж праздновал столетие падения Бастилии.

Мой отец  был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север — в Царское Село. Там  прожила до шестнадцати лет. Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Читать  училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже научилась говорить по-французски.

Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровой Мотовиловой, её мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой, чью фамилию, не сообразив, что собираюсь стать русским поэтом, я сделала своим литературным именем.

Ведущий: Первое стихотворение Ахматова написала, когда ей было одиннадцать лет. Стихи начались для неё не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение порфирородного отрока») и Некрасова («Мороз, Красный нос»). Эти вещи знала наизусть её мама. Училась Анна в Царскосельской женской гимназии. Далее поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве.

В 1912 году проехала по Северной Италии (Генуя, Пиза, Флоренция, Болонья, Падуя, Венеция). Впечатление от итальянской живописи и архитектуры было огромно и в 1912 году вышел её первый сборник стихов «Вечер». Стихотворение сборника «Песня последней встречи», по мнению исследователей творчества А.А. Ахматовой, сделало поэтессу известной.

Ведущий включает романс : Песня последней встречи

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала — их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой

Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый —

И я тоже. Умру с тобой!»

Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

К. Чуковский: Вся Россия запомнила ту перчатку, о которой говорит у Ахматовой отвергнутая женщина, уходя от того, кто оттолкнул ее.

Одна из главных тем лирики Ахматовой — любовь, встречи и разлуки, преданность и измена, радость и тоска одиночества — все эти чувства, понятные каждому, позволяли увидеть в ее стихах душу женщины, ощутить всю силу ее тоски, понять образ поэта.

Стихи Ахматовой о любви необычайно выразительны:

Чтец: О нет, я не тебя любила,

Палима сладостным огнем,

Так объясни, какая сила

В печальном имени твоем.

Её философия — философия любви и искренности, поэтому так притягательны пленительные ахматовские строки.

Стихотворение Ахматовой «Я пришла к поэту в гости…» вызывает размышления о сложных отношениях двух великих поэтов Серебряного века. Он, красивый, загадочный, романтичный, вечный поклонник «Прекрасной Дамы». И она, сдержанная, нежная, гордая, умеющая любить и ценить дружбу. Две духовно богатые натуры. Хочется ещё и ещё раз перечитать стихи Ахматовой и Блока…

Бетховен – Тишина

Чтец: Я пришла к поэту в гости.

Ровно полдень. Воскресенье.

Тихо в комнате просторной,

А за окнами мороз.

И малиновое солнце

Над лохматым сизым дымом…

Как хозяин молчаливый

Ясно смотрит на меня!

У него глаза такие,

Что запомнить каждый должен,

Мне же лучше, осторожной,

В них и вовсе не глядеть.

Но запомнится беседа,

Дымный полдень, воскресенье

В доме сером и высоком

У морских ворот Невы.

Стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…» — блестящий образец её любовной лирики, для которой характерна, как правило, неразрешимость любовного конфликта, особая острота чувств и в то же время зримость, выстраданность переживаний.

Рахманинов – Ноктюрн

Сжала руки под тёмной вуалью…

«Отчего ты сегодня бледна?»

— Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот…

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Всё, что было. Уйдешь, я умру.»

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

А. Твардовский: Поэзия Ахматовой — это прежде всего подлинность, невыдуманность чувств, поэзия, отмеченная необычайной сосредоточенностью и взыскательностью нравственного начала. И ее, между прочим, никак нельзя назвать исключительно поэзией сердца. В целом это лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи, хотя бы и отраженной в этом дневнике далеко не во всей полноте и значительности.

Каждое поэтическое произведение Анны Ахматовой – своеобразный лирический роман-исповедь поэтессы, в котором она говорит со своим читателем с позиции женщины, раскрывая неповторимость женской души.

Н. Недоброво, анализируя стихотворение сборника «Настоящую нежность не спутаешь…», писал, что ахматовская «речь проста и разговорна до того, пожалуй, что это и не поэзия…»:

Бах – Нежность

Чтец: Настоящую нежность не спутаешь

Ни с чем, и она тиха.

Ты напрасно бережно кутаешь

Мне плечи и грудь в меха.

И напрасно слова покорные

Говоришь о первой любви.

Как я знаю эти упорные

Несытые взгляды твои!

Ведущий: Если говорить о музыкальных пристрастиях Ахматовой, надо в первую очередь отметить её особую склонность к полифонистам XVII и XVIII веков. Она любила Вивальди, но больше всех Баха.

У Моцарта из того, что она знала, она больше всего любила Реквием и часто просила играть её Масонскую Траурную музыку. Всегда узнавала музыку «Дон Жуана».

Из русских опер она знала и любила по-настоящему «Хованщину» и «Пиковую даму».

Лучшим русским романсом она считала «Для берегов отчизны дальней» Бородина, прекрасными – «Пророк» Римского-Корсакова и «Сирень» Рахманинова. «Многое уйдёт, а сирень останется», — говорила она.

Ахматовой было 25, когда в её изысканный, наполненный красотой, любовью, литературой, служением Музе мир ворвалась война.

Самой главной любовью в жизни А. Ахматовой была любовь к родной земле.

Очень заметно изменилась поэзия Ахматовой во время первой мировой войны, в годы суровых испытаний, тревог, лишений и смертей.

К. Чуковский: В одном из стихотворений Ахматова говорит, что готова отдать всё, что есть у неё дорогого и вытерпеть любые удары судьбы, чтобы туча над тёмной Россией стала облаком в славе лучей.

Ведущий: После революции встал вопрос об эмиграции. Уехало так много близких! Но слишком дороги оказались родная земля, родная речь.

Бетховен – Лунная соната

Чтец: Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А. Блок: Ахматова права, убежать от революции – позор!

А. Павловский: Ахматова по существу  выступила как страстный гражданский поэт яркого патриотического звучания.

Ведущий: После революции несчастья следовали одно за другим. Был расстрелян Гумилёв, её бывший муж; друзья и подруги уезжали, погибали или просто пропадали. Увозят в тюрьму сына Льва. Она проводит бесконечных 17 месяцев в тюремных очередях – и пишет стихи, которые потом составят поэму «Реквием». В нём Ахматова рассказывает о тяжёлых годах, о несчастьях и страданиях людей:

Звёзды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами чёрных марусь.

Трагедия России отразилась в трагедии личной судьбы поэта. Ахматовой пришлось пережить гибель двух мужей, созерцать исковерканную судьбу сына — самой терпеть преследования. «Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне»,— пишет она.

Б. Эйхенбаум: Перед нами — конкретные человеческие чувства, конкретная жизнь души, которая томится, радуется, печалится, негодует, ужасается, молится, просит и т. д. От стихотворения к стихотворению — точно от дня к дню. Стихи эти связываются в нашем воображении воедино, порождают образ живого человека, который каждое свое новое чувство, каждое новое событие своей жизни отмечает записью. Никаких особых тем, никаких особых отделов и циклов нет — перед нами как будто сплошная автобиография.

Ведущий: Началась Великая Отечественная  война. Ахматову она застала в Ленинграде. Когда-то, после революции, она не смогла покинуть Россию, теперь для неё так же немыслимо представить, что можно отдать её врагу.

Никто не заказывает ей стихи. Они пишутся по велению сердца – и сразу приобретают всенародную известность. В критическое время, под бомбёжками, она оказывается нужна – «Правда» печатает её знаменитое «Мужество», в котором судьба родной земли связывается с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощением духовного начала России:

Звук метронома

Чтец: Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

К. Чуковский: Поэзия А. Ахматовой питалась – даже в первоначальных стихах – чувством Родины, болью о родине, и эта тема звучала в её поэзии всё громче… О чём бы она не писала в последние годы. Всегда в её стихах ощущалась упорная дума об исторических судьбах страны, с которой она связана всеми корнями своего существа.

Ведущий: В 1945 году стихи Ахматовой часто появлялись в газетах и журналах, триумфально проходили её выступления в концертных залах Москвы весной 1946 года. В Колонном зале при её появлении на сцене ей устроили овацию, причём люди аплодировали стоя. В то время «вставать» тогда полагалось лишь при появлении вождя, и, может быть, поэтому последовало вскоре разгромное «Постановление…».

Чтец: Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Её стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусстве для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом, наносят вред делу воспитания нашей молодёжи и не могут быть терпимы в советской литературе.

(Постановление как ошибочное было отменено на заседании Политбюро ЦК КПСС 20 октября 1988 года.)

Ведущий: Вслед за этим Ахматова была исключена из Союза писателей, и волна уничтожающих статей прокатилась по многим газетам и журналам: «Поэзия вредная и чуждая народу», «Пустая чуждая поэзия», «Об антинародной поэзии Ахматовой».

В 1949 году был опять арестован её сын.

В 1953 году погибнет в одном из концлагерей ГУЛАГа Н. Пунин.

Ахматова посвятит его памяти проникновенные строки:

Шопен – прелюдия ля-мажор

Чтец: И сердце то уже не отзовется

На голос мой, ликуя и скорбя.

Все кончено… И песнь моя несется

В пустую ночь, где больше нет тебя.

Ведущий: На публикацию её стихов был наложен жесточайший запрет.

Умерла Анна Ахматова, великий русский поэт, в 1966 году. За год до её кончины  в 1965 году ей была вручена пурпурно-серая мантия доктора литературы Оксфордского Университета.

Анна Андреевна Ахматова утвердилась в наших сердцах и утвердится ещё более в сердцах людей грядущих поколений.

Сейчас вы услышите её голос. Эта запись сделана за несколько лет до смерти поэтессы, она читает своё стихотворение «Мужество», написанное в начале войны.

Аудиозапись стих «Мужество» (читает автор)

Заключительное слово преподавателя.

Сегодня мы громогласно заявили, что время Ахматовой не закончилось с ее последним земным вздохом. Наступило время восстановления в своих правах ее поэзии.

В наши дни сбывается желание самой Ахматовой:

Пусть когда-нибудь имя мое

Прочитают в учебнике дети.

И, печальную повесть узнав,

Пусть они улыбнутся лукаво.

Использованная литература.

  1. Ахматова А.А. сочинения в двух томах. — М. Издательство «Цитадель», — 1996
  2. Воспоминания об Анне Ахматовой, М. Советский писатель,- 1991
  3. Городецкий С. Жизнь неукротимая. Анна Ахматова «Белая стая».
  4. Дмитриев А.Л. Для великой земной любви. – М. Просвещение, 1989
  5. Ковсан М.Л. Строки, поверенные судьбой.- Киев «Радянська школа», — 1989
  6. Компанцева Л.Ф. Она была поэтом. – Киев «Радянська школа», — 1989
  7. Мандельштам О.Э. Письмо о русской поэзии. – Тула, — 1994
  8. Найман А. Рассказы об Анне Ахматовой., М. Худ. Лит. 1989
  9. Николина Н.А. Образ Родины в поэзии Ахматовой, — М. Просвещение, 1989 № 2 ж-л РЯШ
  10. Павловский А.И. А. Ахматова. Жизнь и творчество. – М. Просвещение, — 1991
  11. Серебряный век. Мемуары., М. Известия., 1990
  12. Чуковский К.И. роб Ахматовой. По архивным материалам. – М., 1987 № 3 ж-л «Новый мир».
  13. Шилов Л. Анна Ахматова. – М., Знание,- 1989
Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая памяти А.А. Ахматовой