Категория: Научно-методический дайджест
Роль личностно-ориентированнного обучения в структуре современных педагогических технологий
Самоопределение обучающегося по отношению к конкретному учебному вопросу или всему курсу позволяет ему поставить для себя конкретные цели и задачи, на основе которых он будет осуществлять затем свою образовательную траекторию: участвовать в выборе форм и методов обучения, в определении содержания и темпа занятий.
Занятие небходимо выстраивать таким образом, чтобы оно превратилось для студентов в интересное мероприятие, в самых удачных его проявлениях – в мероприятие захватывающее.
Каждый преподаватель – творец собственной технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Но главная цель всегда – формирование личности обучающегося, наряду с формированием его профессиональных компетенций.
В этом свете приобретают особое значение личностно – ориентированные технологии.
Личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность студента (обучающегося). Обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализация ее природных потенциалов – главная задача преподавателя. Студент в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный; он — цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлеченного.
Особенности личностно – ориентированного подхода состоят в следующем:
-конструирование дидактического материала разного типа, вида и форм, определение цели, места и времени его использования на занятие;
-продумывание преподавателем возможностей для самостоятельного проявления;
-предоставление студентам возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные мысли, идеи и гипотезы;
-организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование студентов к дополнению и анализу ответов товарищей;
-использование субъективного опыта и опора на интуицию. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу занятия, как области применения знаний;
-пристальное внимание к проявлению возрастных особенностей обучающихся
-стремление к созданию ситуации успеха для каждого.
В этих условиях приобретают особое значение такие понятия как личность, развитие, индивидуальность, творчество.
Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.
Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.
Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри и является выражением всего нашего существования.
Личностно-ориентированные технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого обучающегося: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования.
Анализируя вышесказанное, появляется возможность сформулировать понятие личностно-ориентированного подхода возможного для применения в систематической деятельности преподавателя.
Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания и самореализации личности обучающегося, развитие его неповторимой индивидуальности.
Целесообразна разработка заданий на включение самореализации:
- требующие творчества в содержании работы (придумывание задач, тем, заданий, вопросов: нестандартные задачи, упражнения, требующие найти оригинальное в решении, выполнении за продуктивный уровень);
- требующие творчества в способе учебной работы (переработка содержания в схемы, опорные конспекты: самостоятельная не по образцу, лабораторных заданий, самостоятельное планирование прохождения учебных тем);
- выбор различных жанров заданий;
- задания, создающие возможность проявить себя в определенных ролях: учебных, квазинаучных, квазикультурных, отражающих место, функции человека в познавательной деятельности (оппонент, эрудит, автор, критик, генератор идей, систематизатор);
- задания, предполагающие реализацию себя в игровой роли (специалиста, современного деятеля как элемента изучаемого процесса );
- проекты, в ходе которых учебные знания, учебное содержание (разбор проектов) реализуется во внеучебной сфере, внеучебной деятельности, в частности, в социальной. Социальным проектам здесь отводится особое место.
Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно ориентированного обучения в колледже?
Необходимо:
во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются;
во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников образовательного процесса: управленческого персонала (администрации), преподавателей, студентов;
в-третьих, определить критерии эффективности образовательного процесса.
Личностно-ориентированая технология требует особого дидактического обеспечения, отвечающего современным требованиям.
Основные требования к разработке дидактического обеспечения:
- учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
- изложение знаний в учебнике должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого студента;
- в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта обучающегося с научным содержанием задаваемых знаний;
- активное стимулирование студента к самооценке собственной образовательной деятельности, что должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
- учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы студент имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;
- необходимо стимулировать обучающихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
- при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;
- необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет студент, усваивая учебный материал;
- образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку обучения как субъектной деятельности.
Можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе существующего образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.
Развитие обучающегося как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития; учение как субъектная деятельность обучающегося, обеспечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание; основным результатом обучения должно быть формирование познавательных способностей личности на основе овладения соответствующими знаниями, умениями, общими и профессиональными компетенциями. В процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать студенту возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями. Именно поэтому значение личностно-ориентированнного подхода в образовании невозможно переоценить.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе – Ростов н / Д: Феникс, 2006
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика1999.
- Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006.
- Колеченко. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002.
- Лукъянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006.
- Разина Н.А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока // Завуч. № 3. 2004.