ВЫПУСК 1

Воспитание компетентной личности - приоритет государства

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ

955
Автор: Лианская Э.С. преподаватель ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Категория: Научно-методический дайджест

Сегодня наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и определенными чертами личности. Для решения этой задачи на музыкальном отделении Нижегородского Губернского колледжа реализуются художественно – публицистические проекты, открывающие перед студентами и педагогами необозримое поле деятельности. В статье рассмотрены технологии построения проектов, проиллюстрированные их кратким описанием.

Вот уже несколько лет в рамках музыкального отделения Нижегородского Губернского колледжа реализуются художественно – публицистические проекты, которые, как показала практика, открывают перед студентами и педагогами необозримое поле деятельности.

Главным в духовной культуре личности является активное, творческое  и ответственное отношение к жизни — к природе, другим людям, к самому себе. Признак духовной культуры личности — готовность личности к самоотдаче и саморазвитию.

В жизни человека особую роль играют ориентиры его деятельности, своего рода духовные «маяки», которые не являются продуктом деятельности лишь того человека, который «носит» их в себе, а, как правило, выработаны многовековым опытом человечества и передаются от поколения к поколению, от родителей к детям, от учителей к учащимся. Их обоснованно называют ценностями жизни и культуры.

Наш опыт подсказал реальную возможность комплексно решать эти непростые задачи в процессе внеурочной работы. Мы выбрали для этого новую и достаточно необычную форму так называемых  «Художественно – публицистических проектов».

Основной концепцией проектной деятельности является глубокое проникновение в проблему, сотрудничество и взаимодействие с учащимися.

В силу специфики музыкального отделения нами был выбран тип творческого проекта. Главная составляющая наших проектов – это Музыка, как искусство, обладающее  наибольшей силой эмоционального воздействия на человека.

Реализация художественно– публицистических проектов преследует следующие цели:

  • развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся,
  • углубление понятия о высших духовных ценностях, созданных человечеством,
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания молодого человека,
  • помощь студентам в четком определении границ добра и зла в современном мире,
  • формирование конкретных базовых ценностей: нравственный выбор, смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике,
  • донесение новой, неизвестной информации в интересной учащимся форме,
  • воспитание умения работать с подлинными документами,
  • воспитание чувства ответственности, умения работать в команде,
  • выявление и развитие творческих потенций студента.

Особо отметим, что проектная деятельность полностью совпадает с возрастными особенностями студентов. Она удовлетворяет желание подростка почувствовать себя взрослым, потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, доверительном отношении со стороны взрослых, удовлетворяет склонность подростка к фантазированию,   стремление к эксперименту. Проявить и испытать себя в различных видах деятельности в составе коллектива и обрести новые ресурсы для индивидуального развития.

Для  студентов крайне важной составляющей является радость творчества, которую сообща испытываем мы в процессе работы и в последующих представлениях на сцене. Сцена — сладостный творческий стимул радости и уверенности в себе. Здесь нет учителя и ученика. Здесь есть ощущение коллегиальности, есть радость СО-творчества, участия в общем деле.

Во всех наших проектах имеется некий дидактический смысл. Даже если он не лежит на поверхности, подразумевается различие понятий: «хорошо – плохо», «нравственно – безнравственно». Ценность проектов в том, что они позволяют без идеологических  штампов, без банальной педагогической жвачки,  вызывать сильное эмоциональное переживание, стремиться  к высокой  качественной планке.

Приведем в кратком изложении несколько реализованных проектов.

Содержанием проекта «Музыка детства – матрица будущего» стала преемственность и взаимозависимость творчества.

В основу проекта положен сильный контраст популярного, любимого, знакомого с детства «Детского альбома» П.И.Чайковского и остросовременной поэзии крупного поэта конца XX — начала XXI века Веры Павловой.

В задачу проекта входило формирование интереса к произведениям русской классики. В то же время ставилась цель развить в ребятах открытость и толерантность. Это была попытка расшатать панцирь цепких шаблонов и стереотипов, в которых пребывает молодой человек. Немаловажной задачей также было развитие творческих способностей студентов  в ходе выполнения индивидуальных и групповых заданий.

Нам захотелось познакомить наших студентов с поэзией наших дней. Так случилось, что современная поэтесса Вера Павлова написала поэтический цикл «Детский альбом Чайковского». Стихи из этого цикла  прозвучали в нашем проекте.

Кто–то из присутствующих  удивился, кто-то, возможно, возмутился, а кто-то, быть может, восхитился. Нам было важно, чтобы сегодняшние ребята почувствовали, как композитор XIX века провоцирует творческий процесс поэта XXI века.

Но данный проект  стал импульсом и для нашего собственного творчества. Как известно, пьесы «Детского Альбома» написаны для фортепиано. А на нашем проекте он исполнялся пианистами, вокалистами, хором, исполнителями на народных инструментах. А некоторые пьесы были даже танцуемы!

Проект «С прошлым – в будущее» стал важным этапом патриотического воспитания учащихся.

Мы много говорим о воспитании гражданственности, патриотизма уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Важно донести до студента такие ценности, как любовь к своему народу, своему краю, России, доверие к людям, уважение и любовь к своей истории, к тем самым,  словами  Пушкина,  «отеческим гробам».

При подготовке данного проекта мы подняли подлинный народный материал, выйдя далеко за рамки собственно народных песен. Мы изучили ритуал во всем его многообразии от поговорок, загадок, заговоров, гаданий. Фольклорный материал присутствует на этих праздниках не как материал урока, который надо выучить и сдать, но как живое, рождающееся на глазах действо, как радостное пребывание внутри этого материала и сама природа фольклора становится опорой вкусового диапазона.

Нам важно было дать студентам почувствовать, что наше Сегодня –  есть мост между Прошлым и Будущим. И от того, насколько крепка опора сегодняшнего дня на прошлое, зависит качество  нашего будущего.

Фольклорные произведения доносят до нас из глубины веков народные представления о важных этических категориях, таких как добро и зло, верность, преданность, любовь к Родине и предательство, отвага и трусость, и многое другое.

Человек живет не только в природной среде, но и в среде,  созданной культурой его предков. Сохранение культурной среды  необходимо для нравственной и духовной жизни студентов, для их духовной оседлости, для их привязанности к родным местам, для их нравственной самодисциплины и социализации. По мере сил в данном проекте, как и во всех других, мы пытаемся приблизить решение этой важнейшей задачи.

В другом нашем проекте «Святки» мы обратились к художественно-исторической теме Рождества.  Мы ввели фрагменты высокой поэзии, так или иначе связанные с темой зимы, Рождества, Нового года.

Мы работаем в светском учреждении, а праздник поворачивал нас к религиозной тематике. И задача была в том, чтобы говорить о Рождестве в общечеловеческом плане, с точки зрения мирового искусства, действительно оплодотворенного христианством.

Вся мировая классика — будь то литература, поэзия, музыка или живопись, — выросла из библейской тематики, из Старого и Нового заветов.  Эта аксиома не совсем работает в нашей стране, утратившей за последние десятилетия «связь времен». Из памяти нескольких поколений был изъят тот код, без которого не откроется содержание картин Микеланджело, П.Рубенса и А.Рублева, музыка Ф.Генделя, И.С.Баха и С.Губайдуллиной, поэзия Данте, Б.Пастернака и И.Бродского.

Мы попытались соединить жанр новогоднего праздника с духовной темой Рождества и при этом ненавязчиво ввести познавательно — информативную линию. Для этого мы соединили фрагменты подлинно евангельских текстов со сложнейшей поэзией Бродского и Пастернака на евангельскую тематику.  Мы осознанно шли на трудности, связанные с непонятностью такого рода поэзии для наших студентов.

Нам хотелось, чтобы выучив даже одно подобное стихотворение, пропустив его через собственные ощущения, участники проекта  почувствовали его своим, чтобы впредь подобная поэзия хотя бы не вызывала у них активного отторжения. Тем более, что прекрасно исполненная хоровая  духовная музыка и вокальные номера внесли в проект привычный для нашего отделения музыкальный контекст.

Мощным объединяющим и торжественным акцентом праздника стали выученные студентами рождественский хорал и рождественские спиричуэлсы.

Иногда мы заведомо допускаем не эталонное исполнение  стихов и песен. В жанре «семейного» праздника наших проектов определяющим становится само желание участвовать в том или ином виде деятельности. Как и в семье, где выступление ребенка уже становится его большим достижением.

На этом пути нас ждут иногда самые неожиданные открытия. В ком-то мы обнаруживаем артистизм, кто-то демонстрирует организационно-административные качества, кто-то неожиданную обязательность, а кто-то не менее неожиданные необязательность и расчетливость. Здесь, в новом виде деятельности происходит смена ролевых стереотипов, в которых мы, преподаватели и студенты, так «плотно» сидим. В этой резкой смене деятельности есть некий карт-бланш для студента, а для преподавателя — возможность «вылезти» за рамки сложившихся отношений.

И наступает редкое для нас, преподавателей, чувство удивления и удовлетворения, когда  педагогические клише по отношению к студентам ломаются  у нас на глазах, и мы начинаем видеть наших ребят в совершенно другом свете   и этот новый объем видения  уже сохранится в нашей повседневной учебной практике.

Главным итогом наших проектов становится раскрытие творческих потенций студентов и радость творчества, которую они испытывают при подготовке подобных мероприятий. Мы наблюдаем, как в процессе работы над проектами повышаются:

  • уровень притязаний, самооценки и творческого мышления учащихся,
  • диалоговый, коллегиальный характер взаимоотношений педагогов и студентов;
  • творческое взаимодействие детей разных групп, поддерживающих друг друга.
  • возможность подросткам проявить и испытать себя в составе коллектива и обрести новые ресурсы для индивидуального развития.

Ценность  наших проектов заключается в том, что они позволяют без идеологических  штампов, без банальной и тривиальной педагогической жвачки, вызывать сильное эмоциональное переживание, приучать студентов к высокой качественной планке материала, обогащать их эмоциональный мир нравственными переживаниями,  формировать у них высокие нравственные чувства.

Данные проекты могут стать важным подспорьем  как студентам в их будущей работе, так и коллегам – преподавателям  во внеурочных  тематических мероприятиях

Используемая литература:

  1. Юрмазова Т. А. Опыт привлечения школьников к научно- исследовательской работе // Высшее образование в России. — 2007. — №10. — С. 95-99
  2. Полат Е. С. Метод проектов. М., 2001.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ