ВЫПУСК 1

Воспитание компетентной личности - приоритет государства

Выбор методов воспитания в структуре работы классного руководителя

976
Автор: Пермагаева И.А., зам руководителя по УР по социально-экономическим направлениям подготовки, к.п.н. ГБПОУ "Нижегородский Губернский колледж"
Категория: Научно-методический дайджест
«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно,значит вырастить угрозу для общества»

Т.Рузвельт

Наблюдая за работой классных руководителей в колледже, можно отметить, что каждый их них в процессе воспитательной работы с группой студентов уникален. Отсюда возникают вопросы: «Какими причинами детерминируется применение того или иного метода воспитания?» «Какие факторы влияют на выбор метода и заставляют классного руководителя отдавать предпочтение тому или иному пути достижения цели?» «Выбор методов жестоко детерминирован, ибо он глубоко причинно обусловлен?»

Ответ очевиден: «Чем глубже классный руководитель понимает причины, по которым он использует те или иные методы, чем лучше знает специфику самих методов и условия их применения, тем правильнее намечает пути воспитания, выбирает наиболее эффективные методы.»

На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший — оптимальный. Выбор метода — всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами времени, энергии, средств достичь намеченной цели. Избрав показатели этих затрат в качестве критериев оптимизации, можно сравнивать между собой эффективность различных методов воспитания.

Среди общих причин (условий, факторов), определяющих выбор методов воспитания, прежде всего, должны быть учтены следующие:

  1. Цели и задачи воспитания.

Цель не только оправдывает методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть и методы её достижения.

  1. Содержание воспитания.

Следует иметь в виду, что одни и те же задачи могут быть наполнены разным смыслом. Поэтому важно правильно увязать методы не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом. Поскольку содержательная характеристика методов очень важна, она также учитывается при классификации.

  1. Возрастные особенности обучающихся.

Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста. За возрастом — приобретенный социальный опыт, уровень социального, нравственного, духовного развития. Например, формировать чувства гуманности, ответственности, толерантности нужно и в дошкольном, и  в школьном возрасте, и в период обучения в колледже, но методы воспитания должны меняться.

  1. Уровень сформированности коллектива (группы в колледже).

По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными, гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества классного руководителя со студентами.

  1. Индивидуальные и личностные особенности обучающихся.

Общие методы, общие программы — лишь канва воспитательного взаимодействия, необходима их и личностная корректировка. Гуманный педагог будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, сберечь свою индивидуальность, реализовать собственное «Я».

  1. Условия воспитания.

К ним кроме материальных, психофизиологических, санитарно-гигиенических относятся и отношения, складывающиеся в группе — климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др. Абстрактных условий, как известно, не бывает, они всегда конкретны. Их сочетание порождает конкретные обстоятельства. Обстоятельства, в которых совершается воспитание, получили название педагогических ситуаций.

  1. Средства воспитания.

Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса. Кроме методов, существуют и другие средства воспитания, с которыми методы тесно взаимосвязаны и применяются в единстве. Например, наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации — необходимое подспорье для эффективного применения методов. К средствам воспитания относятся также различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая, профессиональная), педагогическая техника (речь, мимика, движения и т. д.).

  1. Уровень педагогической квалификации.

Классный руководитель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет. Многие методы сложны, требуют большого напряжения сил: незаинтересованные педагоги предпочитают обходиться без них. Следствие — гораздо более низкая эффективность воспитания, чем она могла бы быть при использовании разнообразных методов, адекватных целям, задачам и условиям.

  1. Время воспитания.

Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания. Деление методов на сильнодействующие и щадящие условно, первые связаны с наказаниями и принуждениями, вторые — это увещевания, убеждение и постепенное приучение. Сильнодействующие методы используются обычно при перевоспитании, когда за возможно более короткое время требуется искоренить негативные стереотипы поведения. Нет единой точки зрения относительно того, достаточно ли времени пребывания в колледже для формирования устойчивых качеств личности. Некоторые педагоги считают, что его недостаточно, а потому склоняются в пользу сильнодействующих методов. Как бы там ни было, фактор времени остается очень важным при проектировании и выборе методов воспитания.

  1. Ожидаемые последствия.

Выбирая методы воспитания, классный руководитель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо опираться на свой предыдущий опыт, а также предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

Поэтому одной из важных задач классного руководителя является то, чтобы расположить обучающегося к педагогическим влияниям. Педагогическая позиция должна быть деликатной, незаметной, возможно более скрытой от воспитанника.

Коллектив студенческой группы непрерывно меняется, потому что непрерывно меняются люди, его образующие. Изменяется и характер влия­ния коллектива на личность. Но как показывает практика, процесс развития коллектива отнюдь не стихий­ный, а педагогически управляемый.

Эффективность управле­ния зависит от того, в какой мере исследованы закономерности его развития, насколько правильно классный руководитель диагностирует ситуацию и выбирает методы и средства педагогического воздействия.

Управлять студенческим коллективом — это значит управ­лять процессом его функционирования, использовать коллек­тив в качестве инструмента воспитания с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление бу­дет тем эффективнее, чем полнее классный руководитель учитывает особенности коллектива и его возможности самоуправления.

Литература:

  1. Подласый, И.П. Педагогика: в трёх кн., кн.3: Теория и технология воспитания. М.: ВЛАДОС, 2007.
Выбор методов воспитания в структуре работы классного руководителя