Категория: Научно-методический дайджест
Выбор методов воспитания в структуре работы классного руководителя
«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества»
Т.Рузвельт |
Наблюдая за работой классных руководителей в колледже, можно отметить, что каждый их них в процессе воспитательной работы с группой студентов уникален. Отсюда возникают вопросы: «Какими причинами детерминируется применение того или иного метода воспитания?» «Какие факторы влияют на выбор метода и заставляют классного руководителя отдавать предпочтение тому или иному пути достижения цели?» «Выбор методов жестоко детерминирован, ибо он глубоко причинно обусловлен?»
Ответ очевиден: «Чем глубже классный руководитель понимает причины, по которым он использует те или иные методы, чем лучше знает специфику самих методов и условия их применения, тем правильнее намечает пути воспитания, выбирает наиболее эффективные методы.»
На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший — оптимальный. Выбор метода — всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами времени, энергии, средств достичь намеченной цели. Избрав показатели этих затрат в качестве критериев оптимизации, можно сравнивать между собой эффективность различных методов воспитания.
Среди общих причин (условий, факторов), определяющих выбор методов воспитания, прежде всего, должны быть учтены следующие:
- Цели и задачи воспитания.
Цель не только оправдывает методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть и методы её достижения.
- Содержание воспитания.
Следует иметь в виду, что одни и те же задачи могут быть наполнены разным смыслом. Поэтому важно правильно увязать методы не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом. Поскольку содержательная характеристика методов очень важна, она также учитывается при классификации.
- Возрастные особенности обучающихся.
Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста. За возрастом — приобретенный социальный опыт, уровень социального, нравственного, духовного развития. Например, формировать чувства гуманности, ответственности, толерантности нужно и в дошкольном, и в школьном возрасте, и в период обучения в колледже, но методы воспитания должны меняться.
- Уровень сформированности коллектива (группы в колледже).
По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными, гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества классного руководителя со студентами.
- Индивидуальные и личностные особенности обучающихся.
Общие методы, общие программы — лишь канва воспитательного взаимодействия, необходима их и личностная корректировка. Гуманный педагог будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, сберечь свою индивидуальность, реализовать собственное «Я».
- Условия воспитания.
К ним кроме материальных, психофизиологических, санитарно-гигиенических относятся и отношения, складывающиеся в группе — климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др. Абстрактных условий, как известно, не бывает, они всегда конкретны. Их сочетание порождает конкретные обстоятельства. Обстоятельства, в которых совершается воспитание, получили название педагогических ситуаций.
- Средства воспитания.
Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса. Кроме методов, существуют и другие средства воспитания, с которыми методы тесно взаимосвязаны и применяются в единстве. Например, наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации — необходимое подспорье для эффективного применения методов. К средствам воспитания относятся также различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая, профессиональная), педагогическая техника (речь, мимика, движения и т. д.).
- Уровень педагогической квалификации.
Классный руководитель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет. Многие методы сложны, требуют большого напряжения сил: незаинтересованные педагоги предпочитают обходиться без них. Следствие — гораздо более низкая эффективность воспитания, чем она могла бы быть при использовании разнообразных методов, адекватных целям, задачам и условиям.
- Время воспитания.
Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания. Деление методов на сильнодействующие и щадящие условно, первые связаны с наказаниями и принуждениями, вторые — это увещевания, убеждение и постепенное приучение. Сильнодействующие методы используются обычно при перевоспитании, когда за возможно более короткое время требуется искоренить негативные стереотипы поведения. Нет единой точки зрения относительно того, достаточно ли времени пребывания в колледже для формирования устойчивых качеств личности. Некоторые педагоги считают, что его недостаточно, а потому склоняются в пользу сильнодействующих методов. Как бы там ни было, фактор времени остается очень важным при проектировании и выборе методов воспитания.
- Ожидаемые последствия.
Выбирая методы воспитания, классный руководитель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо опираться на свой предыдущий опыт, а также предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.
Поэтому одной из важных задач классного руководителя является то, чтобы расположить обучающегося к педагогическим влияниям. Педагогическая позиция должна быть деликатной, незаметной, возможно более скрытой от воспитанника.
Коллектив студенческой группы непрерывно меняется, потому что непрерывно меняются люди, его образующие. Изменяется и характер влияния коллектива на личность. Но как показывает практика, процесс развития коллектива отнюдь не стихийный, а педагогически управляемый.
Эффективность управления зависит от того, в какой мере исследованы закономерности его развития, насколько правильно классный руководитель диагностирует ситуацию и выбирает методы и средства педагогического воздействия.
Управлять студенческим коллективом — это значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление будет тем эффективнее, чем полнее классный руководитель учитывает особенности коллектива и его возможности самоуправления.
Литература:
- Подласый, И.П. Педагогика: в трёх кн., кн.3: Теория и технология воспитания. М.: ВЛАДОС, 2007.